Караяни А.Г.
ПСИХОЛОГИ В СТРОЮ БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ И ЧИТАТЕЛИ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА!
В 2025 году весь наш народ будет торжественно отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Все социальные, этнические, профессиональные группы нашей страны будут стремиться ярко высветить вклад героев своего сообщества в Великую Победу.
В прошлом году мы запустили Всероссийскую патриотическую акцию «Психологи в строю Бессмертного полка». Во многих высших учебных заведениях от Владивостока до Севастополя прошли яркие и интересные мероприятия, раскрывающие военный, научный и гражданский подвиг наших великих предшественников — психологов военной поры. Но как показала акция, в активной памяти современных психологов представлены лишь самые выдающиеся учёные военного времени, чей вклад в Победу — сродни подвигу.
В актуальной и популярной литературе крайне скудна информация о многих наших коллегах военной поры, чья деятельность не только достойна памяти, но может служить примером гражданственности и научной порядочности для современных учёных.
Наш журнал, в сотрудничестве с научной школой «Военная психология: методология, теория, практика», начиная с настоящего выпуска, открывает специальную рубрику «Психологи в строю Бессмертного полка».
Мы приглашаем наших авторов и молодых, начинающих учёных принять участие в подготовке научных статей, посвященных деятельности отечественных психологов в годы великой Отечественной войны. Для исключения дублирования информация об уже выбранных героях статей будет публиковаться на ВК-странице общественного объединения «СоДействия» https://vk.com/club214841742 и телеграм-канале «СоДействие» https://t.me/ActZJS7zH8NlNGEy.
Давайте вместе сделаем это — отдадим долг памяти людям, преданно служившим психологии и своему народу в годы самых суровых и судьбоносных испытаний.
Главный редактор Российского военно-психологического журнала,
руководитель научной школы «Военная психология: методология, теория, практика»
член-корреспондент РАО, профессор
А.Г. Караяни
ПСИХОЛОГИ В СТРОЮ БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА
Бочавер К.А., Хвацкая Е.Е.
АВКСЕНТИЙ ЦЕЗАРЕВИЧ ПУНИ И ЕГО НАСЛЕДИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
Аннотация
В статье описывается жизненный путь, профессиональное становление, идеи и научное наследие Авксентия Цезаревича Пуни. Красноармеец, прошедший Гражданскую и Великую Отечественную войну, он дал старт развитию целой отрасли советской науки – психологии спорта и физической культуры, основав сильнейшую в стране и в мире ленинградскую школу. В статье подробно разбираются основные направления его работы и достижения на поприще лечебной физкультуры, спортивной психологии, организации работы кафедры, создания научной школы. К числу его учеников относятся наиболее известные в нашей стране и во всем мировом научном сообществе психологи спорта. Несмотря на кажущийся узкопрофессиональный характер эмпирических исследований, колоссальная эрудиция Авксентия Цезаревича и обобщение знаний о психологии тренировочной и соревновательной деятельности, волевой подготовке и личности спортсмена делают его работы не только интересными и актуальными спустя значительный срок после публикации, но также могут внести значительный вклад в другие отрасли психологии. Так, общие принципы подготовки к решающим соревнованиям, идея состояния «боевой» готовности (оптимального состояния), пути сохранения психической свежести и множество других находок и выводов позволяют полноценно опираться на опыт А.Ц. Пуни и его научной школы при работе в русле военной и экстремальной психологии, эргономики и психологии труда, психотерапии и профилактике.
Виноградов П.Н.
АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ ЩЕРБАКОВ: ЗАЩИТНИК РОДИНЫ, УЧЕНЫЙ, РУКОВОДИТЕЛЬ
Аннотация
Рассматриваются основные вехи жизненного и профессионального пути в мирное и военное время профессора, доктора психологических наук, Заслуженного деятеля науки РСФСР А.И. Щербакова. Раскрывается многогранный вклад как в защиту Родины в период Великой Отечественной войны, так и в решение научно-психологических проблем становления системы подготовки советского учителя и ее реализации в период руководства Ленинградским государственным педагогическим институтом им. А.И. Герцена и кафедрой психологии этого учебного заведения.
Гребенюк С.В.
ВКЛАД В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ АНАНЬЕВА БОРИСА ГЕРАСИМОВИЧА
Аннотация
В статье представлены сведения о трудовой и научной деятельности Ананьева Бориса Герасимовича в годы Великой Отечественной войны. Изложены основные направления изысканий, оказавшие существенное влияние на эффективность обороны Ленинграда и страны.
Кандыбович С.Л., Разина Т.В.
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ДЬЯЧЕНКО: ЧЕЛОВЕК, ВОИН, УЧЕНЫЙ.
К 105-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
Аннотация
В работе воссоздана военная и научная биография М.И. Дьяченко – полковника, выдающегося отечественного военного психолога. В статье собраны и проанализированы документы, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации и в личных архивах. В статье представлены неизвестные ранее факты биографии М.И. Дьяченко, касающиеся его участия в Великой Отечественной войне, а также научной деятельности в Военно-политической академии имени В.И. Ленина (ныне – Военный университет МО РФ).
Караяни А.Г.
ПСИХОЛОГИЯ БОЯ. ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛЕГЕНДАРНОГО КОМБАТА БАУЫРЖАНА МОМЫШУЛЫ
Аннотация
В статье анализируется военно-психологическое искусство известного военачальника времён Великой Отечественной войны Б. Момышулы. Показывается биографический путь легендарного комбата. Раскрывают основные положения его военно-психологической системы. Констатируется его вклад в развитие военно-психологической теории и практики. Обосновывается актуальность военно-психологических идей Момышулы.
Караяни Ю.М.
ЧЕЛОВЕКУ В ПОЛЕТЕ… ПЛАТОНОВУ К.К. ПОСВЯЩАЕТСЯ
Аннотация
В статье рассказывается о научном вкладе разностороннего ученого-психолога, исследователя, психолога-теоретика и психолог-практика К.К. Платонова в развитие авиационной, космической и военной психологии. Представлены главные направления его научных исследований в области психологических проблем в лётной деятельности. Описаны биографические дынные об участии ученого в Великой Отечественной войне и его деятельности на передовой линии фронта по обеспечению медицинским оборудованием, организации лечения и реабилитации раненых. Приводится описание личностных характеристик деда и отца К.К. Платонова, не менее известных ученых, чья научная деятельность и самоотверженность служения ей повлияли на становление молодого ученого К.К. Платонова. Раскрываются не только профессиональные интересы ученого, но и его увлеченность астрономией, космонавтикой, живописью, музыкой. Представляется описание психологических характеристик не только как ученого, но и как замечательного человека, интересного собеседника, коллеги и друга. Упоминаются заслуженные награды, которыми был награжден К.К. Платонов как участник Великой Отечественной войны и как ученый за достижения в профессиональной деятельности и научный вклад в развитие авиационной, космической, военной психологии и во все сферы психологической науки.
Караяни Ю.М., Цыганков С.В.
ПИОНЕРУ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ – ЛУКОВУ ГРИГОРИЮ ДЕМЬЯНОВИЧУ ПОСВЯЩАЕТСЯ
Аннотация
В статье представляется описание научного становления Г.Д. Лукова — ученика А.Н. Леонтьева, работающего в группе ведущих советских психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, как пионера и одного из основоположников военной психологии, первым описавшего предмет советской военной психологии, ее задачи и методы, как научного руководителя первых докторских диссертаций. Раскрывается содержание основных публикаций ученого по вопросам обучения и воспитания советских воинов, формирования у них волевых качеств. Описан фронтовой путь молодого рядового, курсанта полковой школы Г.Д. Лукова с первых дней и до окончания Великой Отечественной войны, на протяжении которой он активно участвовал в боевых действиях, был на передовой. Представлены фотографии из личного архива ученого во вовремя его участия в Великой Отечественной войне и в послевоенный период. Приводятся воспоминания его коллеги и друга К.К. Платонова об их совместной научной деятельности и работе над учебником «Психология», о личностных качествах Г.Д. Лукова, как замечательного человека и достойного офицера. Упоминаются заслуженные награды и основные научные публикации Г.Д. Лукова.
Лактионова Е.Б., Чежина Я.В.
Д.Б. ЭЛЬКОНИН: НЕПРОСТАЯ СУДЬБА УЧЕНОГО, ПСИХОЛОГА, СОЛДАТА
Аннотация
В статье, посвященной личности известного отечественного психолога Даниила Борисовича Эльконина, ученика Л.С. Выготского, продолжателя традиций культурно-исторического и деятельностного подхода в психологии, рассматриваются основные вехи его жизненного и научного пути, гражданская ответственность при выполнении военного долга на фронте, вклад в развитие отечественной психологии, в том числе и в разработку основ военной психологии, понимание механизмов развития психики ребенка-дошкольника, принципов развивающего обучения, разработанных совместно с В.В. Давыдовым. Авторами отмечается, что в настоящее время в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, в котором учился и время работал Д.Б. Эльконин, претворяется в практику обучения будущих педагогов и психологов его научное наследие.
Шабанов Л.В.
АЛЕКСЕЙ УХТОМСКИЙ: ХРОНОТОП СУДЬБЫ И ДОМИНАНТА ЛЕНИНГРАДСКОЙ БЛОКАДЫ
Аннотация
В работе рассказывается о жизни выдающегося психолога, психофизиолога, теоретика и практика в области парабиоза и богословия Алексея Алексеевича Ухтомского. В тексте представлены его биографические данные, описаны этапы его формирования как учёного; указаны основные труды и изыскания. Отдельно дана информация относительно развития его концепции, связанной с принципом доминанты и состоянием хронотопа. Также в статье уделено внимание профессиональной работе Ухтомского в период 1920-1930-х гг. Рассказано как применялись методы работы с психическими явлениями доминанты и хронотопа во время Ленинградской блокады, где в том числе и благодаря научной работе Ухтомского был создан валеологический принцип саногенеза. Необходимо отметить, что трактовки доминанты даны в нескольких вариантах, в том числе приведены современные интерпретации. Это позволяет соотнести классическую концепцию с современными реалиями XXI в. Определение хронотопа, напротив, даётся максимально обобщённо, что позволило автору более точно продемонстрировать возможности применения как принципа доминанты, так и состояния хронотопа в конкретной ситуации психологического сопровождения раненых в военный период. В финале обсуждается наследие А.А. Ухтомского и его влияние на дальнейшее развитие психологического знания как в России, так и за рубежом.
Шабанов Л.В., Лычагина С.В.
БОРИС МИХАЙЛОВИЧ ТЕПЛОВ: ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МОМЕНТ ОДАРЁННОСТИ И СПОСОБНОСТИ
Аннотация
Представленная работа посвящена жизни и деятельности Бориса Михайловича Теплова – выдающегося психолога, педагога, психофизиолога, теоретика и практика в области психологии индивидуально-психологических различий, способностей и одарённости. В тексте представлены данные его биографии, этапы формирования области научных интересов, указаны основные труды. Отдельно отслеживается его заочный спор с фашисткой психофизиологической школой Третьего Рейха. Уделено внимание военно-профессиональной работе Б.М. Теплова в 1930-е гг. Разбираются основные подходы к методу индивидуальных психологических особенностей, а также работы, связанные с исследованиями способностей и одарённости. Рассмотрены взгляды Теплова на проблемы восприятие цвета и звука, его интерпретации понятия «дифференциальный момент», благодаря которому были заложены основы информационного воздействия на противника в годы Великой Отечественной войны. В научной работе послевоенного периода жизни рассматривается работа Теплова по обоснованию нового раздела в науке человекознания – дифференциальной психологии. Дана новая трактовка определения истории психологии как науки о развитии системы логики психологических наук. Отдельно рассмотрена проблема наличия общих свойств темперамента (природного дара), которые никак не гарантируют общей реализации способностей к деятельности (социального момента). В финале обсуждается наследие Б. М. Теплова и ценность его работ, оказавших сильнейшее влияние на развитие психологической науки в России и мире.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Пеев И.П., Матвеев В.В., Смирнов В.Г., Асатурова Е., Семёнов М.Ю.
АЛЕКСАНДР ЕГОРОВИЧ КОНКЕВИЧ – ВЫДАЮЩИЙ ОТЕЦ ВОЕННОГО ФЛОТА И МОРСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БОЛГАРИИ (МЕТАМОРФОЗЫ ИСТОРИИ: ОТ ВАЛДАЯ ДО ДУНАЯ)
Аннотация
Мудрость народа превыше мудрости политиков и государственных деятелей. Об этом следовало бы помнить как сегодня, так и в будущем. Возгласы жителей города Русе во время торжественной церемонии, о которой говорилось выше, могут служить и сегодня в качестве доброго примера и как определённая сублимация отношений болгар к России за минувшие более сто сорок лет. Это своего рода наказ наших предков, который не следует забывать ни сегодня, ни в будущем.
Что касается отношений между болгарским и русским народами, то первоначально мы связываем континуитет с долгожданным Освобождением Болгарии от турецкого рабства, которое произошло 3 марта (19 февраля по старому стилю — И. П.), и восстановлением болгарского государства на политической карте мира после 500‑летнего турецкого порабощение.
ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Деулин Д.В.
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ГИБКИХ НАВЫКОВ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ
Аннотация
Содержание материалов научной статьи раскрывает проблему оценки профессионально важных личностных качеств экстремальных психологов, ориентированных на включенность в экстремальную ситуацию. Целью теоретического исследования является анализ многочисленных подходов к проблеме развития профессионально важных личностных качеств и гибких навыков экстремальных психологов. Основным методом исследования являются системного анализа, контент-анализа учебной и научной литературы, анализ практики. На основе изучения нормативных правовых актов, отечественной и зарубежной литературы, автор приходит к выводу о необходимости комплексного подхода к проблеме формирования профессионально важных качеств личности экстремального психолога. В материалах публикации анализируется феномен «экстремальной ситуации», который во многом определяет содержание профессиограммы специалиста. Автор опирается на последствия воздействия экстремальной ситуации на человека, которые приводят к развитию, прежде всего негативных эмоциональных состояний: стресс, тревога, страх, паника, агрессия, фрустрация и другие. Такие состояния могут достигать такой степени интенсивности, при которой они оказывают дезорганизующее воздействие на деятельность человека, затрудняют адекватное восприятие действительности. В этой связи предлагается оценивать и развивать систему профессионально важных качеств специалиста, которая обуславливает противостояние угрозам и вызовам, а также позволяет на высоком уровне выполнять служебные обязанности, не оказывая негативного влияния на здоровье.
Мильчарек Т. П., Мильчарек Н. А., Пауксон М. В., Макарчук А. И.
СТРУКТУРА И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ
Аннотация
Авторы рассматривают особенности трансформации эмоционально-ценностной сферы личности военнослужащих, участвующих в боевых действиях высокой интенсивности. Анализируется содержательная сторона переживаний военнослужащими боевых действий. Выделяются специфические характеристики структуры переживания, описываются его феноменологические компоненты. Методологическую основу исследования, обеспечивающую наиболее оптимальное рассмотрение предметного поля, составляет синтез культурно-исторического, деятельностного, ресурсного и экзистенциально-феноменологического подходов. Используются методы феноменологической герменевтики при интерпретации текста, метод контент-анализа, а также количественные методы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Михеева Е.В.
МЕТОД Т.ИГР И Т-ИГРОВАЯ СИСТЕМА «ПРОФНАВИГАТОР» В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Аннотация
В статье в целях разрешения проблем в сфере оказания психологической помощи ветеранам боевых действий и членам их семей, описан психодинамический инструмент (система искусственных знаково-символических сред «Профнавигатор», которая состоит из четырёх Т-игр: «ПН. Опыт», «ПН. Цель», «ПН. Выбор», «ПН. Путь») и метод Т.ИГР (метод трансформационно-интеграционной генерации развития) для сопровождения человека в процессе профессионального и жизненного самоопределения. В качестве обоснования возможности и целесообразности использования метода Т.ИГР в схеме психологической реабилитации ветеранов боевых действий и членов их семей как инструмента вовлечения, установления доверительного контакта, предварительной диагностики и, частично, — как инструмента альтернативной психотерапии, приведены его теоретические основы и результаты практического применения в повседневной жизни в Т-игровой системе «Профнавигатор», а также опыт зарубежных коллег.
Григорьева М.А.
АРТ-ТЕРАПИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ, В ИНТЕГРАТИВНОМ ПОДХОДЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТРЕССОМ И ПТСР
Арт-терапия – направление в психотерапии, основанное на применении в психотерапии/психологической коррекции искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента. Арт-терапия применяется в качестве дополнительной терапии, при ряде психических расстройств.
Значительное число ветеранов страдают посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР). Использование арт-терапии, основанной на рисовании/раскрашивании, в сочетании с Православной психотерапией, Символдрамой (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов), ДПДГ (Десенсибилизация и переработка движением глаз), когнитивно-поведенческой терапией, и др. может быть эффективно при психотерапии/психологической коррекции стресса и ПТСР.
Орехова О.А.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация
В статье анализируются существующие в современной психологии подходы к психологическим измерениям на основе самооценки. В качестве повышения объективности психологических исследований были применены технологии адаптивного психофизиологического и психологического тестирования с использованием проективных подходов к измерениям. Сравниваются психологические данные, полученные при помощи различных по структуре психологических методик на основе группировки испытуемых в соответствии с типологией авторской проективной психодиагностической методики. Приведены экспериментальные данные исследования механизмов эмоционального регулирования военнослужащих на основе дифференциации положительных и отрицательных эмоций, а также оценки рисков по параметрам: несанкционированное применение оружия, наркотическая зависимость, суицидальное поведение; использована связь профиля множественного интеллекта и профиля пороков личности по двум независимым методикам: VibraMI и VibraNLP. Полученные данные свидетельствуют о том, что психологические данные, полученные с использованием авторской проективной психодиагностической методики исследования механизмов эмоционального регулирования военнослужащих, соответствуют данным двух независимых методик VibraMI и VibraNLP. А оценки рисков по параметрам: несанкционированное применение оружия, наркотическая зависимость, суицидальное поведение по методикам VibraMI и VibraNLP в значительной степени дополняют типологические характеристики типов эмоционального развития военнослужащих, выделенных на основе авторской проективной методики.
В НАЧАЛЕ НАУЧНОГО ПУТИ
Герейханов Х.Х., Караяни А.Г.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ) ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей ценностных ориентаций военнослужащих войск национальной гвардии. Использованы метод незаконченных предложений Сакса-Леви и метод «Ценностные ориентации» Рокича. Выявлена структура и выраженность ценностных ориентаций военнослужащих. Выявлено, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для военнослужащих являются трудолюбие, умение работать в команде, уважение к другим, лидерство, самодисциплина, а наиболее выраженными терминальными ценностями — успешная карьера, финансовое благополучие, счастливая семейная жизнь, гармоничные отношения с близкими, общественное признание.
АКТУАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Всероссийская открытая онлайн-олимпиада «Психологический диктант» на тему «ПСИХОЛОГИЯ ПОБЕДЫ. ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛЕГЕНДАРНОГО КОМБАТА»
Всероссийская открытая онлайн-олимпиада «Психологический диктант» на тему «ПСИХОЛОГИЯ ПОБЕДЫ. ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛЕГЕНДАРНОГО КОМБАТА»
22 февраля 2024 года состоялась Всероссийская открытая онлайн-олимпиада «Психологический диктант» на тему «Психология победы. Военно-психологическое наследие легендарного комбата», посвящённая военно-психологическим взглядам и деятельности Героя Советского Союза Бауыржана Момышулы.
Б. Момышулы, пожалуй, самый известный комбат всех времён и народов. Его военно-управленческое мастерство изучают в России, США, Канаде, Германии, Израиле, Финляндии, Казахстане и других странах. Его именем названо почти три десятка улиц, десятки школ и других учреждений. Во время его визита на Кубу (по приглашению Фиделя Кастро) его встречали почти как Юрия Гагарина, а министр обороны страны Рауль Кастро выделил ему свой самолёт для полётов по стране.
«Визитной карточкой» его боевой деятельности является тактический приём «Спираль Момышулы» – способ нанесения серии быстрых атак на превосходящие силы противника с последующим отходом. Не менее ценным является его опыт быстрого сплочения и превращения в боевой коллектив разношёрстных масс из разных этнических, религиозных, социальных групп, в том числе из лиц, плохо знающих русский язык, и подготовки их к действиям на непривычной для них местности (некоторые бойцы поначалу думали, что лес – это живое существо, страшилище и боялись в него зайти).
Момышулы был активным гражданином с высокой самооценкой и чувством достоинства. В свои 34 года он выступал перед академией науки Казахстана, перед писательским сообществом Москвы, оценивал работу ученых и писателей, давал им свои ценные рекомендации.
Момышулы оставил 30 томов различных литературных произведений. Наиболее известными из его трудов в психологической среде являются книги «Психология войны» и «Волоколамское шоссе».
Первая книга стала, по существу, единственной крупной работой по боевой по боевой психологии в нашей стране за годы войны. По второй он выступил не только главным героем и повествователем, но и своеобразным соавтором и редактором.
Результаты диктанта таковы:
Всего в Диктанте приняли участие – 561 человек. Среди них: преподаватели, курсанты и студенты вузов, учащиеся кадетских корпусов, психологи воинских частей и других структур, и др.
Участники представляли города: Южно-Сахалинск, Омск, Пермь, Кемерово, Магнитогорск, Новосибирск, Саратов, Мурманск, Грозный, Нальчик, Новый Свет, Севастополь, Вологда, Орел, Москва, Санкт-Петербург и другие города (есть участники, не указавшие место нахождения).
Здорово! Молодцы! Ждём предложений по теме следующего Диктанта.