ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Утлик Э.П.
ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЕННУЮ ПСИХОЛОГИЮ
В статье обосновывается необходимость разработки методологии современной военной психологии. Раскрывается ее сущность, функции и иерархическая структура. Обосновывается ключевая роль общевойсковой психологии в формировании методологии военной психологии. Исследуются принципы военной психологии. Определяются и очерчиваются границы объекта и предмета военной психологии.
Кузовкин В.В.
ВКЛАД Г.Е. ШУМКОВА В РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
(к 150-летию со дня рождения Г.Е. Шумкова)
Статья посвящена 150-летию со дня рождения основателя военной психологии как научного знания Г.Е. Шумкова, и 115-летию со дня образования Отдела военной психологии при Обществе ревнителей военных знаний в Санкт-Петербурге, основателем которого он являлся. В настоящей статье рассматривается то, как видятся современным авторам научные взгляды Г.Е. Шумкова по различным вопросам военной психологии, его вклад в военно-психологическую науку. Исследуется полемика, разгоревшаяся на страницах журнала «Военный сборник» между Г.Е. Шумковым и А. Дмитриевским в 1912-1913 годах по актуальным вопросам военной психологии. Отмечается необходимость изучения всего творчества Г.Е. Шумкова, как выдающегося ученого, практика, внесшего неоценимый вклад в развитие военной психологии как науки, а также психологического знания вообще.
ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Шабанов Л.В., Цуканов И.А.
ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА В ВУЗЕ
В работе описаны механизмы формирование профессиональной идентичности курсантов, обучающихся в военных институтах. Анализируется успешность обучающийся деятельности военного психолога в условиях кризиса идентичности и консервативности действий. Рассматриваются механизмы формирования идентичности самосознания курсантов. Формы психического отражения выступят средствами формирования идентичности военного психолога.
Долинчук Я.А.
РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА АВИАЦИОННЫЕ ПРОФЕССИИ В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ С ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
В статье раскрывается роль профессиональной ориентации на освоение направлений подготовки в учебных заведениях военной и гражданской авиации на примере государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области кадетская школа – интернат с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина (далее – кадетская школа).
Методами исследования выступили теоретический анализ библиографии в данной предметной области, статистический анализ динамики поступления выпускников кадетской школы с 2003 по 2023 гг.; биографический метод; метод экспертной оценки профессиональной ориентации, осуществляемой в кадетской школе. Целенаправленная и научно обоснованная профессиональная ориентация в единстве с целостным образовательным процессом, включающим первоначальную летную подготовку, ведет к развитию мотива летной работы, формированию патриотизма, профессиональной надежности, что зафиксировано в статистических показателях поступления в соответствующие учебные заведения, примерах героических биографий выпускников. Роль профессиональной ориентации на авиационные профессии в кадетской школе – интернате с первоначальной летной подготовкой заключается в психолого-педагогическом обеспечении эффективного самоопределения обучающихся. Ядром такой государственно значимой работы является военно-патриотическое воспитание.
Григорьев С.М.
ПРОЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ВЕТЕРАНОВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ГРАЖДАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Ветераны вооруженных сил являются ценной частью кадрового резерва. Тем не менее ветераны часто испытывают трудности при переходе к гражданской жизни и работе. Эта проблема часто ограничивает возможности использования их талантов в гражданских организациях. В статье мы предлагаем проективную модель интеграции ветеранов на рабочем месте. Для этого мы используем концепции многообразия и соответствия «человек – среда». Точка зрения многообразия помогает нам понять ветеранов как социальную группу и их включение в рабочую среду, а точка зрения соответствия «человек – среда» помогает нам описать совместимость ветеранов с их рабочей средой с точки зрения требований организации и потребностей ветеранов. Мы предполагаем использовать эту проективную модель в будущих эмпирических исследованиях, посвященных ветеранам как человеческому капиталу и их переходу в гражданские организации в рамках реинтеграции в общество, карьерного роста и личного благополучия.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Акшолаков Е. Д.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КНБ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПРОЦЕСС И ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
В статье предпринята попытка исследования основных проблем психологической готовности магистрантов и докторантов в военных специальных учебных заведениях, компонентов психологической готовности, процесса приобретения профессиональной самостоятельности во всузе, профессиональной адаптации.
Караяни А.Г.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УЧАСТИЯ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ: «НЕ ПТСРом ЕДИНЫМ»
В статье анализируются научные подходы к пониманию психологических последствий участия военнослужащих в боевых действиях. Рассматриваются отечественные и зарубежные модели психологических последствий. Выделяются четыре категории ветеранов боевых действий: ветераны, испытывающие посттравматический рост; ветераны «застрявшие» в боевой обстановке; ветераны, переживающие кризис реадаптации; ветераны, страдающие посттравматическим стрессовым расстройством. Показывается специфика психологической феноменологии в перечисленных категориях. Обосновывается необходимость учёта этой специфики при организации психологической помощи ветеранам боевых действий.
Пеев Илия Петров
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНИНГОВ В ПОДГОТОВКЕ ВЫСШИХ КОМАНДНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Статья посвящена рассмотрению опыта проведения авторских тренинговых программ психологических тренингов, разработанных в русле позитивного подхода в психологии при подготовке высших командных кадров для водного транспорта в Болгарии. В статье рассматривается метод латерального мышления Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления», который автор инновативно ввел в практике психологических тренингов в Болгарии.
Это мой личный весомый психологический и психотерапевтический вклад и мое ноу-хау (know how).
5 ноября 2023 г. статья была представлена на II-ом Всемирном конгрессе русскоязычных психотерапевтов и психологов3-6 ноября в Москве, во время Симпозиума «Позитивная Динамическая Психотерапия: 20 лет развития метода».
Доклад получил отличную оценку от всех участников.
Я был удостоен высокой награды – Медаль «Звезда Александра Фёдоровича Лазурского 1 степени», который вручил профессор Владимир Юрьевич Слабинский, автор метода «Позитивная динамическая психотерапия», ректор АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений», президент Международной ассоциации «Позитивная динамическая психотерапия».
«Без нестандартного мышления и новых концепций, движение вперед невозможно!»
Эдвард де Боно
Григорьева М.А.
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ СТРЕССА И ПТСР
Православная психотерапия представляет собой инновационный подход к лечению стресса и ПТСР, основанный на духовных и религиозных принципах православия. Она объединяет традиционные методы психотерапии с духовной поддержкой и помощью священника. В рамках этого подхода акцент делается на вере, молитве, исповеди и других религиозных практиках как способах облегчения страданий и достижения внутреннего равновесия. Однако в России Православная психотерапия, до сих пор, находится в стадии развития и имеет свои особенности. Недостаток специалистов и предубеждение к религиозно-ориентированным методам – лишь некоторые из сложностей, с которыми сталкивается Православная психотерапия.
Орехова О.А.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
Рассматриваются методологические аспекты современной отечественной науки, используемые в ходе психологической подготовки военнослужащих к выполнению учебно-боевых и боевых задач в любых условиях обстановки. В рамках компетентностной модели психологической подготовки представлены концепции и учения отечественных психологов для определения психологических механизмов боевой подготовки личного состава воинских подразделений методами просвещения и обучения. В статье сделан акцент на вкладе отечественных психологов, который они внесли в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. На протяжении всего периода боевых действий советские психологи работали и воевали. В Москве, в Тбилиси, в Качинске, в блокадном Ленинграде, на курсах ускоренной подготовки бойцов и офицеров, маскировки секретных объектов и архитектурных памятников культуры и военных госпиталях в процессе реабилитации раненых и восстановления утраченных функций после ранений головного мозга. А затем, после войны уже став известными учеными и преподавателями, они создали методологическую основу советской психологии, проверенную и опаленную на фронтах Великой Отечественной войны.
ПИСЬМА …
Никита Жаботинский
«ЭТО НЕ МОЯ ВОЙНА?» ИЛИ В ПОИСКАХ СМЫСЛОВ
Глядя на сегодняшнюю обстановку вовне и изнутри СВО приходишь к размышлению о психологической стабильности солдатского добровольческого начала.
На сколько человек способен сохранить свой благородный потенциал. Способен ли он бороться до конца и сопротивляется ужасам войны? Что позволяет ему держаться и держать других.
Как сказано в одной серьезной книге: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Иначе говоря, раз уж решил, что пойдешь воевать, то делай это достойно до конца. Потому как в противном случае лучше бы ты не начинал.
Для того, чтобы противостоять искушениям свернуть от своих убеждений в сторону нужно видеть смысл того за что борешься. Видеть этот высокий идеал до самого конца и несмотря ни на что.
Однако такими смыслами обладают не все. Часто человек, как Петя Ростов рисует для себя подчас романтическую картинку. Где есть свои, чужие и вот ты герой с шашкой на коне.
Вкусив же полный коктейль доброволец из еще вчера оптимистичного «бравого воина» превращается в серую мышку. Начинаются поиски объяснений тому почему «это не моя война». А исходя из вполне вероятных особенностей любого военного конфликта, такие оправдания найти не сложно.
«Вот если бы боевое братство, прекрасные стратегические приказы, уважение командиров, обеспечение всеми слоями ВКПО 3.0. Вот тогда я бы их… А так нет. Извините. И, пожалуйста, товарищи разведчики, не стреляйте здесь, а то в нас еще прилететь может…» — Утрированно.
Но есть и те, кому такое мышление чуждо. Они не строят иллюзий. У них нет розовых очков. Их не смущает оплошности, корявости, крючкотворство и даже предательство. Их не волнует почему кто-то на диване и зависает в клубах, а он здесь под обстрелами. Потому как их смысл он не где-то там далеко, он вот – прямо здесь перед глазами, светит и освещает путь. Это Шустрый, у которого не хватает снаряги, но ты можешь с ним поделиться. Это Саня, у которого межпозвоночная грыжа, но ты мог бы за него понести часть скарба. А вон там накрыло Лёху, и ты вернешься за ним ночью, ведь иначе нельзя.
Русский солдат доброволец, это воин-волонтер. Ему чаще всего не нужна объяснительная шелуха, справедливость и ответы почему так произошло. На это нет времени. Он взаимодействует с уже случившемся и всегда вокруг есть тот, кому нужна его помощь. Для него не существует слов «перегорание». Он добром восстанавливает свои силы и освещает пространство вокруг себя. Его фундаментальный смысл в помощи ближнему. Он и есть тот Воин Света – простой парень из соседнего подъезда, который пройдет весь этот путь не оглядываясь.
На этом эмоциональном абзаце можно было бы красиво закончить, но тема зависает с метафизическим вопросом. Возможно ли, не имея веры или не чувствуя духовную поддержку реализовать себя по-настоящему в добровольческом ключе. Что может дать психология не в конце, когда уже все случилось, а в начале пути.
Если в войнах за выживание, где сзади «…берег Волги, жена и сын Андрейка, отец и мать стояли у крыльца…», есть конкретная очевидная всем угроза. То локальные войны и в частности СВО не обладают таким переживательным образом за родных и свою Родину.
Главный сегодняшний вопрос к профессиональным психологам, наверное, даже не на уровне личностной, а социальной психологии: что она может дать и как подготовить замполитов, чтобы их влияние на сердца солдат было действенным на стадии начальной подготовки?..
А если это невозможно, то не стоит ли психологам и психотерапевтам плотнее работать с духовенством (капелланами). Чтобы это была осознанная программа духовной (довоенной) и психологической/психотерапевтической помощи военнослужащим?
Это то, чего нам здесь не хватает.
АКТУАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
О ПРОВЕДЕНИИ ПЕРВОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ «ПСИ-ФАКТОР»
22 ноября 2023 года состоялась Первая Всероссийская олимпиада по военной психологии «Пси-фактор». В ней приняли участие студенты вузов из Владивостока, Омска, Вологды, Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Орла, Ростова-на-Дону, Сочи, Севастополя. В Омске, Санкт-Петербурге, Москве состоялись «кустовые» олимпиады, в которых участвовали от 2 до 4 вузов.
В общей сложности в Олимпиаде приняло участие около 200 студентов.
ПОБЕДИТЕЛЯМИ ОЛИМПИАДЫ СТАЛИ
Азарова Анастасия Павловна
Афендикова Мария Николаевна
Бейсембаева Сабина Сарсенбаевна
Белоцерковский Павел Викторович
Беляев Никита Андреевич
Болдушевский Иван Андреевич
Глазырина Елизавета Алексеевна
Гонцова Олеся Владимировна
Горжанов Данила Андреевич
Дороганич Ольга Викторовна
Жидецкая Анастасия Романовна
Закирзянова Кристина
Земцов Егор Русланович
Климюк Светлана Васильевна
Колесова Карина Сергеевна
Колосова Виталина Станиславовна
Кольцов Никита Сергеевич
Красноштанов Станислав Александрович
Кулаженков Виталий Александрович
Мартынова Дарья Андреевна
Маслаков Родион Игоревич
Мудрицкая Ксения Владимировна
Неплюхин Данила Александрович
Окружнов Тимур Сергеевич
Паламарчук Родион Александрович
Привалова Мария Владимировна
Решетников Антон Сергеевич
Семенов Сергей Николаевич
Чеботарева Елена Константиновна
Черкашин Артем Викторович
Шипилов Даниил Анатольевич
ДИПЛОМАНТЫ
Гармошова Екатерина Олеговна
Журавлева Дарья Ильинична
Богза Евгения Александровна
Лаухтина Дарья Павловна
Ермохина Екатерина Андреевна
Челнакова Екатерина Николаевна
Гущанская Надежда Сергеевна
Джуманова Анастасия
Савасина Полина Алексеевна
Смирнов Владимир Сергеевич
Вохмянин Николай Алексеевич
Крылов Игорь Сергеевич
Красноштанова Татьяна Сергеевна
Рубцова Эльмира Сергеевна
Папина Анастасия Сергеевна
Крутова София Максимовна
Герасимова Екатерина Александровна
Сердцев Александр Сергеевич
Яковлева Александра Дмитриевна
Кундобина Лада Валерьевна
Шульга Анастасия Владимировна
Степанюк Елена Вячеславовна
Арапиева Хава Ахмедовна
Цветков Дмитрий Александрович
Эссе Даниил Александрович
Алексикова Ирина Васильевна