
РАЗВИВАЯ ТРАДИЦИИ ВЕЛИКИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ

Дорогие друзья! Сегодня знаменательное событие в жизни отечественной военной психологии — выход первого в истории специального регулярного печатного издания для военных психологов — Российского военно-психологического журнала.
Российская военная психология имеет короткую, но славную историю. Впервые мысль о необходимости её создания была публично высказана в 1869 году русским военачальником и учёным Г. А. Леером. Он же, как мы могли установить, впервые употребил и ввёл в научный оборот сам термин «военная психология», а также сформулировал миссию и в общих чертах описал облик новой научной дисциплины.
Позже, выдающиеся отечественные военные учёные и практики С.О. Макаров, К.М. Вольф, С.К. Гершельман, Н.Н. Головин, М.И. Драгомиров, К.И. Дружинин, А.С. Зыков, П.И. Изместьев, А.А. Керсновский,
Н.В. Краинский, В.Н. Полянский, А.С. Резанов, Г.Е. Шумков и многие другие более чётко и детально очертили предметное поле военной психологии, её основополагающие принципы, задачи и методы. Особенно важную роль в рождении военной психологии сыграл русский врач Г.Е. Шумков, который в ходе Русско-японской войны
(1904-1905 гг.) и в первые годы после неё написал ряд глубоко психологических работ, по существу, ввёл в широкий оборот термин «военный психолог», выступил инициатором создания первого в истории сообщества военных психологов (Отдела военной психологии при Обществе ревнителей военных знаний), проведения первого масштабного военно-психологического исследования, а также организатором горячих научных дискуссий по остро актуальной и жизненно важной военно-психологической проблематике.
После Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) была предпринята попытка создания военной психологии на фундаменте марксисткой методологии (Н. Какурин, П.И. Изместьев, М. Король, А. Незнамов,
В.С. Рубцов, А. А. Таланкин, Г.Д. Хаханьян и др.).
После перерыва в военно-психологических исследованиях, вызванных Постановлением ЦК ВКП(б)
«О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936) и, по существу запрета военной психологии, с началом Великой Отечественной войны в разработку военно-психологической проблематики активно включились выдающиеся отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, К.Х. Кекчеев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия,
С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и многие другие. Благодаря активной деятельности психологов повысилась эффективность боевой работы нашей ПВО (зенитчики стали сбивать больше вражеских самолётов), были замаскированы и сохранены важнейшие государственные, производственные, социальные и культурные объекты в Ленинграде и Москве, воинам были предложены методы быстрой темновой адаптации глаз и предупреждения ослепления, сформулированы рекомендации по психологическим аспектам военного управления для командиров, раненые получили необходимую помощь и т.д.
Послевоенная плеяда военных психологов-созидателей (Б.Ц. Бадмаев, А.В. Барабанщиков, Г.А. Броневицкий,
А.Д. Глоточкин, Д.В. Гандер, М.И. Дьяченко, Л.Ф. Железняк, А.И. Китов, Л.А. Кандыбович, М.П. Коробейников,
Г.Д. Луков, К.К. Платонов, В.А. Пономаренко, А.М. Столяренко, Н.Ф. Феденко, А.Ф. Шикун, В.Т. Юсов и др.) подтвердили состоятельность, высокий потенциал военной психологии, наметили важнейшие направления её развития.
Военные психологи, начавшие свою активную деятельность в самом конце ХХ в., развивавшие и развивающие сегодня военную психологию в духе традиций великих предшественников (А.Я. Анцупов, А.В. Булгаков,
К.И. Вайсеро, И.В. Гайдамашко, В.А. Губин, С.Л. Евенко, Ю.Н. Гурьянов, С.Л. Кандыбович, А.Г. Караяни, Ю.М. Караяни, Н.И. Конюхов, П.А. Корчемный, В.М. Крук, В.Г. Крысько, Л.Г. Лаптев, И.Б. Лебедев, Н.Д. Лысаков, А.Г. Маклаков, А.В. Мощенко, И.Н. Носс, В.Ф. Перевалов, В.Н. Помогайбин, М.М. Решетников, А.В. Саватеев, М.Ф. Секач, В.Н. Селезнев, С.И. Съедин, И.В. Сыромятников, В.В. Сысоев, И.В. Сысоев, А.Н. Тарасов, Э.П. Утлик, А.И. Шипилов и др.) существенно расширили ее предметные границы, обогатили содержание, осуществили надёжную интеграцию военно-психологической теории и практики. Результатом научного труда всех поколений военных психологов стало выделение в военной психологии специализированных отраслей (авиационная, военно-морская, общевойсковая и др.) и специальных разделов (профессиональный психологический отбор, психологическая подготовка, психологическая помощь и реабилитация, информационно-психологическое противоборство, психология личности воина, психология воинского коллектива, психология военного управления, история военной психологии и т.д.).
За короткий исторический период своего существования российская военная психология состоялась как важнейшая отрасль психологической и военной наук, показала весомый созидательный потенциал, высокую социальную значимость. Более 500 защищённых докторских и кандидатских диссертаций, тысячи научных публикаций содержат военно-научное знание и опыт, которые активно работают на благо обороноспособности нашего государства.
Вместе с тем своеобразным парадоксом в процессе развития российской военной психологи является то, что, решая важные и масштабные государственные задачи, военные психологи никогда не имели своего периодического печатного издания. Военно-психологические публикации были разбросаны по разнопрофильным журналам. Это затрудняло ориентировку в актуальной военно-психологической тематике, вело к многочисленному дублированию исследований, разобщало военно-психологическое сообщество. У исследователей отсутствовала информация о защите кандидатских и докторских диссертаций, выходе отечественных и зарубежных изданий по военной психологии, проведении важных военно-психологических мероприятий. Военные психологи были лишены саморазвивающегося механизма мотивации, систематизации, рефлексии военно-психологической науки, обзора всего массива военно-психологической практики, единой площадки для профессионального взаимодействия.
В наше судьбоносное время такое положение не может быть терпимым.
Российский военно-психологический журнал призван устранить указанные недостатки. Не принадлежа ни одному из силовых ведомств, он открывает свои страницы для всех, кому интересна военно-психологическая проблематика, для маститых учёных и тех, кто делает самые первые шаги в науке, для российских и зарубежных психологов.
Наш журнал – это не только многопрофильный печатный орган. Это — действующий и развивающийся сайт, площадка для постоянной живой коммуникации между военными психологами, источник информирования их о важнейших военно-психологических событиях в России и в мире, инициатор военно-психологических мероприятий (военно-психологических олимпиад, диктантов, молодёжных интеллектуальных игр, научных форумов и т.д.).
Известно, что качество и популярность научного журнала зависят не только от статуса его учредителей и международной редакционной коллегии, но в большей мере — от широты научных интересов, энергичности, ответственности авторов научных статей, от любознательности, пытливости и неравнодушия его читателей.
Выпуская первый номер нашего журнала, мы ждём таких авторов и читателей, надеемся, что совместными усилиями мы не только сделаем хороший и полезный журнал, но и придадим новый позитивный импульс развитию российской военной психологии.
С уважением, главный редактор Российского военно-психологического журнала,
член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор психологических наук, профессор

А.Г. Караяни
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЯ
ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Караяни А.Г.
ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ТОЧКЕ БИФУРКАЦИИ
Даётся краткий ретроспективный анализ пути, пройденного военной психологией. Анализируется современное состояние военной психологии. Раскрываются активный и реактивный подходы в военной психологии. Изучаются проблемы военно-психологической науки и практики на современном этапе их развития. Исследуется влияние особенностей современных войн на содержание военной психологии. Определяются задачи развития военной психологии.
Решетников М.М.
ВНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье рассматриваются основные психологические механизмы, способствующие формированию межнациональных конфликтов или провоцирующие их развитие. Автором описываются следующие психологические феномены: историческая психическая травма, нанесенная враждебной группой; нарциссизм малых различий; идентификация с агрессором; передача травматических переживаний следующим поколениям; разделения всех идей и всех людей на наших и не-наших; значение культуры и языка в формировании и социальном функционировании личности. В заключении обосновывается оригинальная гипотеза об усилении межнациональных конфликтов во всем мире в XXI веке.
Корсаков С.Н., Данилов С.И.
БРИГАДНЫЙ КОМИССАР А.А. ТАЛАНКИН – ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье рассматриваются слабо изученные страницы истории отечественной военной психологии. Рассказывается о деятельности Александра Таланкина, военно-политического работника и военного психолога. Он был одним из активных участников дискуссий по военной психологии 1920-х гг., автором монографии по этой тематике. В 1930 г. он занимал крупные должности в руководстве советской психологии. В статье выясняются вопросы о жизненном пути А.А. Таланкина, оценке совокупности его военно-психологических работ, месте в истории отечественной военной психологии и советской психологии в целом. Отмечается, что как военный психолог А.А. Таланкин выступал против обособления военной психологии, считая ее прикладным направлением общей психологии. Показан путь А.А. Таланкина сначала как военного психолога, затем как участника психологических дискуссий в СССР. А.А. Таланкин стал жертвой сталинских репрессий. Привлекаются малоизвестные и забытые литературные источники, архивные материалы. Ряд архивных материалов публикуется впервые.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кандыбович С.Л.
ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ВОЙСК РХБ ЗАЩИТЫ
В статье представлены результаты эмпирического исследования эффективности управленческой деятельности командиров войск РХБ защиты. Установлено, что вне зависимости от стажа деятельности, командир при решении трудных ситуаций может проявлять высокий, стабильный, средний и низкий уровни эффективности. Эффективность управленческой деятельности командира РХБ войск зависит от ряда психологических особенностей: зрелости операционной, мотивационной, смысловой структур, высокоразвитых механизмов профессиональной саморегуляции, сформированной психологической готовности командира к реализации профессиональной деятельности.
ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Вишневская В.П.
К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье излагаются некоторые подходы к изучению феномена «этнокультурная компетенция», обращается внимание на его междисциплинарный характер.
В определенной степени аргументируется целесообразность совершенствования этнокультурной компетенции специалистов государственных органов системы обеспечения национальной безопасности в условиях гибридной войны (включая информационно-психологическую). Сделан акцент на наличие тенденций деструктивной реконструкции этнической «Я – концепции», этнического «Я – образа» у представителя или этнического «МЫ – образа» у группы представителей того или иного государства. Указывается на факт того, что в настоящее время наблюдаются тенденции деструктивной реконструкции этнического образа недружественных государств, демонстрации неконструктивных национальных моделей и стилей делового общения представителей данных государств, которые не способствуют укреплению стабильных и безопасных международных отношений.
Отмечается, что высокий уровень этнокультурной компетенции, как значимой составляющей профессиональной компетенции, будет способствовать повышению уровня профессионализма указанной выше категории специалистов, профессионально-служебная деятельность которых, осуществляется в особых и экстремальных условиях, с учетом современных реалий.
Обращается внимание на необходимость совершенствования этнопсихологической подготовки специалистов государственных органов системы обеспечения национальной безопасности, в целях повышения уровня психологического обеспечения их профессионально-служебной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Акшолаков Е.Д.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ФАКТОРОВ СУИЦИДА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СУИЦИДА В АРМИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ И КАЗАХСТАНА
В статье предпринята попытка исследования причин суицида военнослужащих разных стран, принимавших участие в военных конфликтах последних дестилетий. Отмечается, что основными причинами являются участие в боевых действиях, стрессы, смерть товарищей, депрессия, нервные срывы, духовная и психологическая опустошенность в сочетании с чувством вины за убийство невинных людей, посттравматический синдром, злоупотребление медицинскими препаратами, материальные проблемы, сексуальные домогательства, чрезмерное употребление алкоголя и насилие в семье. Рассматриваются национальные программы предотвращения суицида в вооруженных силах. Делается вывод, что проблема является сложной и требует комплексного подхода к ее решению.
Любущенко К.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ УСПЕШНОЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПРИЗЫВНИКОВ
В статье раскрывается исследование психологических детерминант успешной военно-профессиональной адаптации призывников, так как без них призывник не может полноценно функционировать в военно-профессиональной деятельности на военной службе Российской Федерации, качественно психологически подготовиться к экстремальным видам военно-профессиональной деятельности в целях достижения призывниками способности выдерживать значительные физические и нервно-психические нагрузки военной службы по призыву. Основные психологические детерминанты успешной военно-профессиональной адаптации призывников изучали такие исследователи, как: В.В. Дудулин, В.В. Косухин, А.В. Леопа и В.А. Корытков, Л.И. Максименкова и Т.Н. Гучкова и др. Цель статьи – исследование психологических детерминант успешной военно-профессиональной адаптации призывников. Методы исследования: теоретические и эмпирические. Полученные результаты в ходе исследования говорят о том, что психологические детерминанты успешной военно-профессиональной адаптации призывников имеют благоприятное состояние. Сравнительный анализ психологических детерминант успешной военно-профессиональной адаптации призывников с высоким и низким уровнем адаптационных способностей показал значительные различия. Результаты корреляционного анализа показали взаимосвязь адаптивных способностей и психологических детерминант успешной военно-профессиональной адаптации призывников. Основные выводы: психологические детерминанты успешной военно-профессиональной адаптации призывников благоприятные; у призывников с высоким и низким уровнем адаптационных способностей психологических детерминанты успешной военно-профессиональной адаптации различны; имеется взаимосвязь адаптивных способностей и психологических детерминант успешной военно-профессиональной адаптации призывников. В ходе исследования была достигнута цель исследования (исследование психологических детерминант успешной военно-профессиональной адаптации призывников), решены задачи и подтверждена гипотеза о том, что существуют различия в психологических детерминантах успешной военно-профессиональной адаптации у призывников с высоким и низким уровнем военно-профессиональной адаптации. Полученные результаты могут быть применены психологами на призывных пунктах и непосредственно в военных частях для успешной военно-профессиональной адаптации призывников. перспективы дальнейших исследований).
Митянин Р.Н., Кокурин А.В.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ В УСЛОВИЯХ ДЛИТЕЛЬНОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ЗОНЕ АКТИВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
В работе рассматривается актуальная проблема возможностей совершенствования оказания психологической помощи военнослужащим в условиях длительного нахождения в зоне активных боевых действий. Проведен обзор и анализ существующих подходов, принципов и моделей оказания психологической помощи военнослужащим в экстремальных условиях. В ходе теоретического анализа литературы и практики проведения специальной военной операции на Украине было установлено, что основной трудностью оказания психологической помощи военнослужащим является отсутствие возможности осуществления психологической работы психологом непосредственно в зоне ведения боевых действий. Таким образом, существует острая необходимость формировать и внедрять систему психологической подготовки военнослужащих, учитывающую данные реалии. В рамках исследования разработана программа психологической помощи военнослужащим. Программа представляет собой систему, включающую аспекты теоретического знакомства с проблемой (реализация эдукационного потенциала программы) и знакомства с методами и приемами само- и взаимопомощи (реализуется в тренировочных методах). Программа показала эффективность в части снижения выраженности симптомов вторжения, диссоциации, депрессии, а также оказала позитивное влияние на состояния активности у военнослужащих; дополнительно было выявлено, что в ходе выполнения боевых задач военнослужащие наиболее подвержены развитию симптомов вегетативной неустойчивости и избегания стимулов.
В НАЧАЛЕ НАУЧНОГО ПУТИ
Василенко Ю.Н.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАДЕТ И СОТРУДНИКОВ ФГКОУ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ В.И. ИСТОМИНА»
Данная статья исследует цель и методы психологического сопровождения ребят, обучающихся в кадетском корпусе. В статье подчеркивается, что создание благоприятных психологических условий играет важную роль в развитии, обучении и социализации кадет и сотрудников. Особое внимание уделяется инспекторам (психологам), которые занимаются данными направлениями в кадетском корпусе. Автор статьи указывает на возрастной контингент кадет, составляющий 13-18 лет, и отмечает, что значительная часть обучающихся в корпусе являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Именно поэтому психологическое сопровождение играет ключевую роль в обеспечении уверенности и комфорта ребят в новой среде, где они находятся круглосуточно. Статья подробно описывает психологическую диагностику, которая начинается ещё на этапе поступления кандидатов в кадетский корпус. Обучение начинается с проведения социально-психологического изучения личности, включающего анализ условий воспитания и развития, успеха освоения образовательных программ, мотивации обучения, психической устойчивости, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе. Автор отмечает, что вся диагностика проводится с письменного согласия родителей или законных представителей кандидатов. В целом, статья подчеркивает значимость психологического сопровождения для обеспечения успешной адаптации и учебного процесса кадет в кадетском корпусе.
Гулль Н.К., Цветкова О.А.
ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ МОРАЛЬНОЙ ТРАВМЫ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Статья посвящена проблеме изучения моральной травмы у военнослужащих, что определяется запросом к профессиональному психологическому сообществу и все возрастающей актуальностью данной темы в настоящее время. Были обозначены основные признаки и компоненты, определяющие понятие морального вреда (моральной травмы), а также рассмотрены его особенности у военнослужащих. Основной целью статьи является выявление проблематики моральной травмы у военнослужащих и обозначение основных затруднений, возникающих при ее исследовании у данной категории. Проведён анализ теоретического материала по данной теме для выявления основных причин, приводящих к появлению моральной травматизации у военнослужащих в условиях боевых действий. Обоснована необходимость дальнейшего изучения моральной травмы у военнослужащих для разработки эффективных программ коррекции, ориентированных на психологическую помощь и сопровождение этой категории лиц, а также программ психологической подготовки личного состава военных частей к боевым действиям. В качестве одного из препятствий к изучению данного феномена в отечественной психологической науке обозначено отсутствие диагностических инструментов, позволяющих выявлять моральную травму. На основе анализа, установлено, что изучение моральной травмы у военнослужащих выступает перспективной отраслью исследований клинической психологии, которая требует дальнейшей проработки в связи с актуальностью и существующим практическим запросом.
АКТУАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Кандыбович С.Л.
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ ГЕНЕРАЛА АРМИИ М.А. ГАРЕЕВА
25 июля 2023 года в НИИ военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации состоялась конференция, посвященная научной и общественной деятельности Президента Академии военных наук, генерального инспектора Министерства обороны РФ, доктора военных наук, профессора, генерала армии Гареева Махмута Ахметовича, приуроченная к 100-летию со дня его рождения. Организаторами конференции выступили общественно-научная организация Академия военных наук и Управление генеральных инспекторов Министерства обороны РФ.
В работе конференции приняли активное участие члены общественно-научной организации Академии военных наук, научные сотрудники государственных академий, руководители и сотрудники министерств и ведомств, в том числе Министерства обороны РФ, а также специалисты оборонно-промышленного комплекса России.
На конференции обсуждались вопросы истории военной науки, в том числе проблемы фальсификации истории, современные угрозы и источники опасности для общества и государства, опыт разрешения современных военных конфликтов. В качестве основных докладчиков выступили Ю.Н. Балуевский – генерал армии, генеральный инспектор Минобороны России, начальник Генерального штаба ВС РФ (2004-2008 гг.), А.С. Куликов – генерал армии, президент Клуба Военачальников РФ, министр внутренних дел РФ (1995-1998 гг.), Ю.М. Батурин – Герой РФ, летчик-космонавт, член-корреспондент РАН, секретарь Совета обороны РФ (1996-1997 гг.), В.А. Шаманов – генерал-полковник, заместитель председателя комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созыва, командующий Воздушно-десантными войсками РФ (2009-2016 гг.), А.Н. Савенков – генерал-полковник юстиции, директор Института государства и права Российской академии наук, член-корреспондент РАН, главный военный прокурор РФ (2002 – 2006 гг.) и другие.
Безусловно, основное место в докладах и дискуссиях занял вопрос о вкладе М.А. Гареева в развитие отечественной военной науки и военного дела. Большое место также уделялось анализу жизни, научной и творческой судьбы М.А. Гареева с позиций истории военного дела и истории науки. Присутствующие на конференции ознакомились с интересными, неизвестными ранее широкому кругу фактами из биографии Махмута Ахметовича. Особенно трогательными, внесшими яркий эмоциональный акцент в работу конференции, были сообщения, воспоминания детей М.А. Гареева – Галии Махмутовны и Тимура Махмутовича.
Махмут Ахметович Гареев на протяжении многих лет, с момента создания Академии военных наук в 1995 году, до последних дней своей жизни был бессменным Президентом. Именно под его чутким руководством Академия оформилась как действительно мощное научное учреждение, в Академию пришли многие выдающиеся ученые и военачальники. Деятельность Академии была направлена на научный, всесторонний анализ проблем современной войны, военной истории, оказание теоретической и методологической помощи в решении практических проблем в области военного дела. Академия военных наук при М.А. Гарееве имела научный и общественный вес на уровне Министерства обороны РФ, Военного университета имени князя Александра Невского, Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и иных учебно-научных организаций, находящихся в ведении минобороны.
Значительное место в докладах участников занял обзор и современных социальных, экономических, политических проблем, которые имеют место в Российской Армии и оборонном комплексе. Это был своеобразный «крик души», продиктованный, безусловно большой обеспокоенностью за судьбу нашей страны.
Тем не менее, при высокой эмоциональной насыщенности данных вопросов, в формате научной конференции хотелось бы в большей степени слышать предлагаемые конструктивные решения обозначенных проблем, с опорой на теоретические и эмпирические исследования, чему всегда большое внимание уделял М.А. Гареев и что всегда требовал от себя и от других. В современной военной науке, в оборонно-промышленном комплексе сегодня трудятся много молодых ученых, специалистов, которые не на словах, а на деле вносят вклад в укрепление обороноспособности нашей страны. Возможно, сейчас настало время предоставить слово молодым, увидеть, как много в нашей стране в данном направлении уже сделано и продолжает делаться. Ведь в зависимости от того, на что мы обращаем внимание, на чем фокусируемся – формируется наше мировоззрение, миропонимание, общая оценка происходящего.
Хочется выразить надежду, что в дальнейшем такая серьезная научная организация, как Академия военных наук будет развиваться по заветам, принципам жизни и труда Махмута Ахметовича, не уронит высокий уровень, заданный при жизни ее бессменного Президента и на следующих конференциях памяти М.А. Гареева (которые, мы надеемся, станут традиционными) мы услышим много новых докладов наших молодых ученых и практиков, воочию увидим преемственность поколений, сохранение боевого духа, любовь к своему Отечеству, которые одинаково могут проявляться как на ратном поле, так и на научной стезе.