О ПРЕМИЯХ РОССИЙСКОГО ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА

Дорогие авторы и читатели нашего журнала!

В целях поощрения научно-психологической разработки важнейших направлений исследований и активизации публикационной активности авторов Российский военно-психологический журнал объявляет об учреждении следующих премий:


1. Премия «Военная психология и боевые технологии» имени профессора Эрнста Платоновича Утлика.

Премия присваивается за научную разработку психологических проблем, связанных с применением беспилотных систем, боевых роботов и роботизированных комплексов.


2. Премия «Социальная военная психология» имени профессора Галины Михайловны Андреевой.

Премия присваивается за научную разработку проблем повышения боеспособности военнослужащих за счёт эффективного использования социально-психологических механизмов их совместной деятельности и взаимодействия.


В качестве премиальной награды предлагается вручать лауреатам Почётный знак и Диплом лауреата соответствующей премии.
Для отбора и оценки номинантов на каждую премию будет создаваться комиссия из числа членов редакционной коллегии журнала и известных специалистов в соответствующей области.
Комиссии будут принимать решения в январе года, следующего за годом проведения премиальной акции.
Вручение премий будет приурочено к празднованию Дня Защитника Отечества 23 февраля.
Приглашаем авторов и читателей нашего журнала к участию в разработке проектов макетов Почётных знаков и Диплома лауреатов премий.

С уважением, главный редактор Российского военно-психологического журнала,
Председатель правления открытого общественного объединения российских психологов «СоДействие»

член-корреспондент РАО, профессор А.Г. Караяни

Базаров Т.Ю.
ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА АНДРЕЕВА – ОСНОВАТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация

В статье описывается жизненный путь, профессиональное становление, идеи, подходы и научное наследие доктора философских наук, профессора, академика РАО Галины Михайловны Андреевой. Именно ей принадлежит создание и развитие в нашей стране особого научного и практического направления в области психологии, а именно – социальной психологии. Первый университетский учебник по социальной психологии стал основой для структурирования знаний в этой области: группы и межгрупповые отношения, общение как коммуникация, перцепция и интеракция, социальная психология личности: установки, роли и социализация. Предложенная с самого начала перспектива социально-психологических исследований позволила обозначить границы новой дисциплины и, одновременно, дала возможность чутко реагировать на социальные условия современной жизни. Исследования социального познания и социальных изменений до сегодняшнего дня остаются актуальными и практически востребованными. Научная школа Г. М. Андреевой продолжается в работах сотрудников кафедры социальной психологии МГУ имени М. В. Ломоносова и многочисленных выпускников. Задана широкая тематическая рамка: социокультурные детерминанты групповых и познавательных процессов, исследование социально-психологических феноменов в реальном контексте жизни личности и общества.

Гребенюк С.В., Паламарчук Р.А.
ГЛАВНЫЙ ТРУД В ЖИЗНИ ПЕТРА ЯКОВЛЕВИЧА ГАЛЬПЕРИНА

Аннотация

В статье представлены сведения о трудовой и научной деятельности Петра Яковлевича Гальперина в годы Великой Отечественной войны. Изложены основные направления исследований, оказавшие существенное влияние на развитие успеха в сфере реабилитации военнослужащих, после перенесенных ранений.

Игнатьев А.А.
ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
МАКСИМА ПЕТРОВИЧА КОРОБЕЙНИКОВА

Аннотация

В статье представлены сведения о трудовой и научной деятельности Максима Петровича Коробейникова в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

Слабинский В.Ю.
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ МЯСИЩЕВ:
ПСИХОТЕРАПИЯ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ

Аннотация

Актуально осмысление опыта советских психотерапевтов, успешно справившихся со всем перечнем возложенных на них в годы Великой Отечественной войны задач. Советские психиатры быстро сумели проанализировать и признать свои ошибки. Был изменен основной принцип работы эвакогоспиталей. Были предложены новые классификации болезней и травм. Основой психотерапевтических новаций стала гипносуггестивная психотерапия. Исключением был Ленинград. Условия Блокады были настолько специфичны и так сильно отличались от того, что происходило в других регионах войны, что это не могло не сказаться на специфике лечения раненых. Так, важнейшим этиопатогенетическим фактором стала алиментарная дистрофия, являвшаяся почвой для развития психозов, психогений, соматозов. Описанная специфика на первый план выдвигала личностные особенности пациентов, поэтому основным стали личностно-ориентированный подход в психотерапии и метод глубокой психотерапии В.Н. Мясищева, разработанный на базе метода ортопедии отношений В.С. Зигель и базирующийся на психологии отношений А.Ф. Лазурского. Главным лечебным фактором В.Н. Мясищев называл мобилизацию лучшего, высшего в человеке, большое значение придавал самостоятельности пациента и перестройке системы отношений личности.

Цветкова О.А., Селиверстова С.С.
ПУТЬ СЛУЖЕНИЯ БЛЮМЫ ВУЛЬФОВНЫ ЗЕЙГАРНИК

Аннотация

В статье представлены основные этапы жизни и научного творчества основателя московской школы клинической психологии и экспериментальной патопсихологии, талантливого ученого и учителя – Блюмы Вульфовны Зейгарник. Ее имя связано с открытием закономерности работы памяти, получившей название «эффект Зейгарник»; экспериментальным изучением патологии мышления и личности при различных психических расстройствах; вопросами эффектов личностного опосредствования и саморегуляции; методологии и методическим оснащением патопсихологического исследования. Показаны связи психологической проблематики научной деятельности и ее жизненного пути, протекающего на фоне множества переломных моментов в истории нашей страны и психологической науки. По материалам публикаций и воспоминаний учеников и родных Б.В. Зейгарник показан пример служения психологической науке, своей стране и людям. Стойкость и мужество, верность своей позиции и бесконечная увлеченность психологией этой удивительной одаренной женщины помогали ей преодолевать все препятствия на ее нелегком пути в профессии, находя единомышленников и последователей, открывая новые горизонты развития психологической науки и практики. Путь служения Блюмы Вульфовны способен вдохновлять не только людей, непосредственно знавших ее, но и многие последующие поколения психологов.

Белов Д.С., Караяни Ю.М.
БОЕЦ, УЧЁНЫЙ, ПЕДАГОГ. ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ КУЗЬМИН У ИСТОКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация

Статья посвящена анализу жизни и деятельности выдающегося отечественного психолога Е. С. Кузьмина. Описывается жизненный путь учёного. Раскрывается его героическая деятельность на фронтах Великой Отечественной войны. Анализируются основные этапы его научной деятельности. Показывается, что он одним из первых в истории нашей стране организовал подготовку специалистов и аспирантов по социальной психологии, разрабатывал программы их обучения, организовал издание первых учебных пособий и монографий по социальной психологии. Раскрываются личностные качества Е. С. Кузьмина, позволившие ему стать крупнейшим организатором социально-психологической науки в стране.

Пеев И.П.
ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – ПЕРВЫЙ ПОСОЛ В НОВОЙ ЕВРОПЕ В XXI ВЕКЕ

Аннотация

В тексте анализируется значимость позитивной психотерапии как фактора изменения образа мышления и поведения людей в контексте современных глобальных вызовов, особенно в Европе. Автор обращает внимание на исторические и социальные аспекты развития общества, анализируя это в рамках концепций Огюста Комта, различных моделей мира и моделей человека. Он подчеркивает важность гуманизации и всестороннего развития личности, а также идею единства и целостности человека. Также рассматривается роль позитивной психотерапии при интеграции Болгарии в евроатлантические структуры. Автор ставит вопросы о практическом применении позитивного подхода в международных отношениях, политике и образовании. Выводы и предложения направлены на интеграцию позитивной психотерапии в общественную и политическую практику, с учетом текущих глобальных вызовов и потребности в новой модели жизни народов.

Соловьева С.Л.
ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ КОМБАТАНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются трансформации личности комбатанта под воздействием боевого стресса, среди которых ключевым является разрушение идентичности с утратой привычных ценностей, служащих ориентиром для оценки и интерпретации событий. На войне складывается иная идентичность с другой системой ценностей, представлениями о добре и зле, справедливости и порядке. Возвращение комбатанта к прежней, гражданской жизни предполагает принятие ее ценностей и смыслов, что требует внутренней психологической работы по трансформации актуальной психической структуры. Как правило, эта работа осуществляется при оказании помощи ветерану на этапе психологической реабилитации. Традиционно применяемые в процессе реабилитации психологические методы воздействия, апеллирующие к познавательным, эмоциональным, мотивационно-волевым процессам, оказываются неэффективными в случае, когда стресс превышает обычные психологические ресурсы человека. Преодоление психических травм ветерана под воздействием экстремальных воздействий на поле боя предполагает выход за пределы привычного жизненного опыта с обращением к ресурсам духовного уровня, среди которых традиционным для Российской ментальности является религиозность. Проводится сопоставление религии и психотерапии; выделяются психотерапевтические факторы религии, направленные на реконструкцию идентичности комбатанта.

Пеев И.П.
ВНЕДРЕНИЕ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В БОЛГАРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ – ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Данная статья рассматривает триумф позитивной психотерапии в конце 20 века в контексте психолого-педагогических концепций. Автор прослеживает идеи Носсрата Песешкиана, выделяя значение его вклада в связи между психотерапией и педагогикой. Статья объясняет, как позитивная психотерапия быстро нашла применение в педагогике в Болгарии в условиях социально-экономического кризиса страны. Подробно анализируются особенности внедрения позитивного подхода в болгарскую школу, предлагаются методы обучения и практические примеры его применения. Автор подчеркивает универсальность позитивного метода, его эффективность в системе образования и педагогическую ценность для развития личности. Главная мысль статьи заключается в том, что позитивная психотерапия способствует духовному развитию личности через интеграцию души и тела, применение философских концепций, анализ способностей к познанию и любви, а также развитие позитивного отношения к окружающему миру и себе самому.

Пивоварова Т.Д., Табурова Т.С., Губарева О.В.
СИМПТОМЫ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА В КОНТЕКСТЕ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация

В статье раскрывается роль нарушений межличностных отношений, прежде всего, низкого уровня социальной поддержки, ненадежного типа привязанности и дезадаптивных эмоциональных коммуникаций в родительской семье в формировании симптомов посттравматического стрессового расстройства. Авторы приводят результаты исследования взаимосвязи симптомов ПТСР с нарушениями межличностных отношений.

Киселева Е.А., Антипов Е.Г.
ЮРИДИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Цель исследования – провести психологический и юридический анализ понятия дисциплинированности личности на примере курсантов Академии ГПС МЧС России, с учетом особенностей формирования качеств корпоративной культуры и волевого самоконтроля личности. Объект исследования – педагогический процесс в вузе пожарно-технического профиля: Академии ГПС МЧС России. Предмет исследования – закономерности воспитания дисциплинированности курсантов на основе формирования у них качеств корпоративной культуры и волевого самоконтроля. Дисциплинированность – это особая категориальная единица измерения способности человека следовать установленным правилам и процедурам в своей повседневной деятельности. Корреляционный анализ показателей дисциплинированности и саморегуляции свидетельствует о высокой плотности связей, т.е. курсанты принимают дисциплину как естественное, не противоречащее их убеждениям и образу жизни, требование в организации учебной и служебной деятельности Академии. Юридический и психологический подходы к дисциплинированности дополняют друг друга, обеспечивая комплексное и интегративное понимание этого качества в образовательной организации.

Караяни А.Г., Чудаков А.Ю.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧАСТИЯ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРМАНЕНТНО ВОЮЮЩИХ СТРАНАХ

Аннотация

В статье анализируются психологические последствия участия военнослужащих в боевых действиях. Показывается, что военнослужащие армий разных стран демонстрируют разные уровни посттравматического стрессового расстройства после участия в боевых действиях. При этом уровни посттравматического стрессового расстройства отличаются даже среди военнослужащих разных стран, принимающих участие в боевых действиях против одного и того же противника. Среди причин такого различия называются самые разные факторы: мотивация, возраст, уровень подготовки и родовая принадлежность военнослужащих, режим участия в боевых действиях, наличие системы психологической помощи и социально-психологической реадаптации участников боевых действий и др. Познание этих факторов позволит управлять психологическими последствиями участия в военных событиях.

Патрухин А.П., Веселова С.А.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ЛЕЧЕНИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПАЦИЕНТОВ С ПТСР

Аннотация

В последние годы посттравматическое стрессовое расстройство получило широкую распространенность в связи с большим количеством военнослужащих, прошедших через боевые действия в рамках «Специальной военной операции». Посттравматическое стрессовое расстройство – это отсроченная реакция на психотравму. Её может запустить разовое сильное эмоциональное потрясение или систематическое воздействие травмирующих факторов. Сам патологический процесс может проявляться разнообразно: от вполне адекватных психологических форм защиты до психоорганических синдромов. При хроническом течении ПТСР на фоне функционально-психогенных проявлений начинает доминировать органическая симптоматика, потенцирование и суммирование внешних и внутренних этиологических факторов, доминирующую роль и значение «общего вегетативного истощения», изменений витальной основы организма ветеранов под воздействием комплекса патогенных причин. В рамках классической психосоматической традиции к психосоматическим заболеваниям относят большинство хронических соматических расстройств, прежде всего, так называемую «психосоматическую семерку». На базе одного из госпиталей Луганска нами было проведено исследование влияния немедикаментозных факторов на ранние проявления признаков ПТСР и сопутствующих соматических дисфункций у раненых.

Шатровой О.В., Помогаева Н.С.
ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ

Аннотация

Актуальность исследования определяется значительно возросшим применением вооруженных сил. Среди личного состава повысилось число военнослужащих, выполнявших боевые задачи в ряде географических районов. В целях сохранения боевой готовности войск важно четко реализовывать весь объем психологической помощи военнослужащим в условиях мирного и военного периода служебной деятельности. Статья посвящена исследованию проблем оказания психологической помощи военнослужащим. Задачей исследования являлось психологическое обследование военнослужащих. В результате исследования выявлены взаимосвязи, которые могут обозначить ориентиры по оптимизации профессиональной деятельности военнослужащих.

Селезнева Е.С., Николаева Ю.В.
ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ТРЕВОЖНЫХ КЛИЕНТОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Деятельность сотрудника полиции напрямую связана с дистрессом, который он приобретает в процессе своей профессиональной деятельности. Деятельность психолога подразделения направлена на мониторинг психологического состояния сотрудников полиции, профилактику дезадаптации, эмоционального выгорания и других проявлений стрессогенных воздействий с целью улучшения состояния сотрудника полиции, а как следствие – компетентности решения поставленных перед ним государством и обществом задач. Таким образом, было принято решение рассмотреть особенности консультирования тревожных клиентов в практике работы психолога органов внутренних дел Российской Федерации.

Морозова Д.С., Цветков В.Л.
ВЛИЯНИЕ СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ КУРСАНТОВ

В статье рассматриваются вопросы по оценке влияния ситуативной и личностной тревожности на самооценку курсантов. Тревожность как психологическая категория сегодня тесно связана со свойством личности, которые представлены эмоциональной сферой. Поэтому для преодоления тревожности курсантам необходимо уметь себя регулировать и правильно оценивать свой внутренний образ «Я». Тревога сегодня трактуется в виде эмоционального состояния личности, которое представлено в ситуации неопределённости.

В ПАМЯТЬ ОБ ЭРНСТЕ ПЛАТОНОВИЧЕ УТЛИКЕ

14 апреля 2024 года после тяжёлой и продолжительной болезни ушёл из жизни известный отечественный военный психолог Эрнст Платонович Утлик — член редакционной коллегии Российского психологического журнала, профессор кафедры психологии Военного университета им. князя Александра Невского, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, действительный член Академии военных наук, доктор психологических наук, профессор.
Эрнст Платонович родился 3 ноября 1937 г. в Черниговской области в старинном селе Городище, там же окончил среднюю школу.
С 1954 г. по 1957 г. учился в Киевском артиллерийском училище им. С. М. Кирова, а с 1962 г. по 1966 г. – в Военно-политической академии имени В. И. Ленина в качестве слушателя, и с 1971 г. по 1973 г. – в качестве адъюнкта кафедры военной педагогики и психологии.
Служил в Вооруженных Силах СССР в должностях командира взвода управления артиллерийской батареи, начальника радиолокационной станции, секретаря комсомольского комитета полка, старшего инструктора политического отдела Челябинского высшего военного автомобильного командного училища, заместителя начальника политотдела Свердловского высшего военно-политического училища, преподавателя, старшего преподавателя и заместителя начальника кафедры военной психологии Военно-политической академии.
Под руководством профессора Н. Ф. Феденко подготовил и защитил в 1975 г. кандидатскую диссертацию по теме «Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения».
В 1996 г. – докторскую диссертацию по теме «Основы психологической теории дисциплинарных систем».
После выхода в запас в 1992 г. (в воинском звании полковника) работал в должности профессора на кафедре психологии Военного университета и в Государственном университете управления на кафедре социологии и психологии управления.
Читал лекции в Российской академии государственной службы, Московском государственном социальном университете, Государственном открытом педагогическом университете, Институте международного права и экономики, Гуманитарно-экономическом институте, Российском новом университете.
Работал в Центре военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС РФ и Главном управлении воспитательной работы ВС РФ.
Читал лекционные курсы и проводил практические занятия по общей психологии, социальной психологии, практической психологии, истории психологии, организационному поведению и психологии имиджа.
Эрнст Платонович был замечательным учителем и наставником, осуществлял научное руководство диссертантами и дипломниками. Под его руководством подготовлена и защищена 21 кандидатская диссертация.
Из-под его пера вышли более 150 научных работ, учебных и учебно-методических работ.
Своими учителями считал профессоров Н. Ф. Феденко, А. В. Барабанщикова, М. П. Коробейникова, М. И. Дьяченко, К. К. Платонова, О. К. Тихомирова.
В должности начальника исследовательской группы Главного политического управления СА и ВМФ принимал участие в мероприятиях по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г., опубликовал две брошюры и ряд статей по психологическим проблемам радиационной безопасности.
Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, медалью «За спасение погибавших», многими ведомственными и общественными наградами.
Все, кто знал Эрнста Платоновича будут всегда помнить о нём как как о смелом и благородном офицере, отдавшем Вооружённым силам 38 лет жизни, глубоко порядочном человеке, преданном товарище и замечательном наставнике.
Глубоко сожалеем об утрате настоящего рыцаря военной психологии. Искренне разделяем горе близких и коллег, скорбим вместе с ними и навсегда сохраним в сердцах память об Эрнсте Платоновиче Утлике.

Редакционная коллегия Российского военно-психологического журнала