АКАДЕМИЯ РАБОТАЕТ! АКАДЕМИЯ ПОМНИТ! АКАДЕМИЯ ЖИВЕТ!
12 октября 2024 года нашему военному институту, ставшему совсем недавно Военной ордена Жукова академией войск национальной гвардии Российской Федерации, исполнится 80 лет.
Это прекрасный повод к тому, чтобы осмотреться, подвести итоги. Тем более сейчас, когда в нашей стране происходит глобальное переосмысление ценностей, понимания исторического бытия, что естественным образом приводит к стремительным и порой крутым переменам. Сейчас именно то историческое время, от которого зависит наше будущее на много лет вперед. Время, которое налагает на каждого из нас, практиков и теоретиков военного искусства, особую ответственность. Ответственность за то, чтобы стратегия решительных перемен вела страну к истинному прогрессу, не разрушая при этом того замечательного наследия, которое оставили нам поколения предшественников.
Наше учебное заведение за свой исторический период реформировалось более 20 раз.
Напомню только, как все начиналось… В далеком октябре 1944 года, когда еще шли ожесточенные бои и наши воины освобождали страны Европы от фашизма, в поселке Красная Глинка Куйбышевской области была создана Центральная школа НКВД СССР. 21 апреля 1945 г. в ней состоялся первый выпуск. В том же году школу перевели в Подмосковье, а в 1947 г. – под Ленинград. Вуз не раз реформировали и переименовывали, но в нем сумели как сохранить, так и приумножить славные традиции, которыми всегда гордились наши выпускники.
Мы, коллектив Военной академии, знаем об этом очень хорошо, потому что за нашими плечами – 80 лет развития и становления военного образования. Долгий путь, украшенный многими победами, но не избежавший уроков поражений и утрат. История, которую нужно обязательно изучать и помнить, чтобы было к чему стремиться, чтобы двигаться по пути прогресса, не повторять обидных ошибок, чтобы мы и наши последователи всегда помнили и ценили девиз: «Честь, мужество, отвага».
Академия помнит! Академия работает! Академия живет!
Я с гордостью докладываю, что Военная академия Росгвардии соответствует самым высоким критериям качества современного образования. Это позволяет нам осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать самые сложные задачи по обеспечению безопасности страны и укреплению ее обороноспособности.
Грядущие десятилетия не будут простыми. Нам предстоит решать много важных и интересных задач, и я уверен, что все вместе мы справимся с ними с честью.
Начальник Военной ордена Жукова академии войск национальной гвардии
Российской Федерации
генерал-майор Кийко Андрей Юрьевич
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Чудаков А.Ю., Бондаренко С.А.
АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНА ЗРЕНИЯ (ПОКАЗАТЕЛЕЙ АККОМОДАЦИИ) У «ПИЛОТОВ-ОПЕРАТОРОВ» ДРОНОВ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования состояния зрительного анализатора (показатели аккомодации) у операторов дронов – роботизированных (дистанционно управляемых) беспилотных (безэкипажных) летательных аппаратов (БПЛА), работающих в режиме ведения поиска (воздушной разведки, дистанционного обнаружения целей, наведения-целеуказания высокоточному оружию, аэрофотовидеонаблюдения и фиксации объектов) и уничтожения вражеских целей сбрасываемыми взрывными устройствами (дроны-бомбардировщики) или барражирующим боеприпасом (дрон-камикадзе, fpv-дрон, коптеры со сбросами, «крылья» для разведки). Проверены особенности военно-профессиональной деятельности, которые характеризуются воздействием её отрицательных факторов на органы зрения операторов БПЛА.
Голуб Я.В., Чекунов А.А.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СИМПТОМОВ
Аннотация
В статье рассматривается опыт использования отдельных физиологических подходов для повышения эффективности психокоррекционных методик, основанных на использовании методов нейростимуляции и формирования нейронных связей.
Караяни А.Г.
БОЕВАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА – РАНЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА
Аннотация
В статье анализируются научные взгляды на боевую психологическую травму. Обсуждаются виды психотравмы. Рассматриваются признаки боевой психологической травмы. Раскрывается динамические характеристики боевой психологической травмы.
ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Мильчарек Т.П., Шрайнер А.О.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА РЕАКЦИИ НА СТРЕСС С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И МОТИВАЦИЕЙ ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТВУЮЩИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
Аннотация
Статья посвящена раскрытию взаимосвязи типа реакции на стресс с мотивацией достижения успеха и мотивацией избегания неудач у военнослужащих, участвующих в боевых действиях. Авторы выявили и содержательно раскрывают закономерность, заключающуюся в том, что тенденция к эустрессу у военнослужащих с высокой мотивацией достижения успеха выше, чем у категории военнослужащих с преобладающей мотивацией к избеганию неудач. Также в представленной выборке у всех испытуемых обнаружены признаки конструктивного стресса, отсутствуют признаки ПТСР и иных негативных постстрессовых состояний, что свидетельствует о низкой выраженности тенденции к ПТСР и принципиальной возможности травматического роста для подавляющего количества участников боевых действий. Этот вывод коррелирует с результатами исследований и теоретико-методологической позицией ряда других авторов, разрабатывающих в своих трудах актуальную проблематику психологической помощи военнослужащим, в частности А.Г. Караяни, Ю.М. Караяни, Р.В. Кадырова.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Акшолаков Е.Д.
ПРИЧИНЫ НАРКОМАНИИ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ СРЕДИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Аннотация
В статье проведен анализ понятии «наркозависимость» , «пристрастие к наркотикам» и «лекарственная зависимость». Раскрываются психологические причины наркомании военнослужащих и признаки определения употребления наркотиков. Приведены отдельные подходы по профилактике и противодействию наркозависимости защитников страны. Указанные методы могут быть полезным для эффективной борьбы с проблемой наркомании среди воинов.
Караяни А.Г., Караяни Ю.М.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, СТРАДАЮЩИХ НАРУШЕНИЯМИ СНА
Аннотация
В статье рассматриваются различные виды и уровни нарушения сна у ветеранов боевых действий. Раскрывается негативное влияние бессонницы на психическое состояние, деятельность и взаимодействие ветеранов с социальным окружением. Анализируются критерии нарушения сна. Обосновывается схема психологической помощи ветеранам боевых действий, страдающих бессонницей.
Королева И.Н.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обеспечения процесса психологической подготовки моряков-подводников к деятельности в экстремальных условиях и аварийных ситуациях. Автором сформулирована и обоснована структура психологических факторов обитаемости в замкнутом пространстве подводной лодки. Через различные формы психологического и социально-психологического обучения военнослужащих приемам и методам управления психическим состоянием происходит приспособление к воздействию объективных и субъективных психологических нагрузок. Включенный в систему психологической подготовки метод моделирования предстоящих действий с помощью «прогнозных карт» формирует у подводников механизм надежного управления своим поведением и психическим состоянием в аварийных ситуациях.
Чудаков А.Ю., Утюганов А.А.
ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОЕСПОСОБНОСТИ ГОРНЫХ БОЙЦОВ РОСГВАРДИИ ПРИ ДЕЙСТВИЯХ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ (ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ)
Аннотация
В статье обсуждаются отдельные вопросы горной тактической подготовки спецназовцев Росгвардии. Приводятся краткие данные об адаптированном курсе подготовки с новыми элементами и тактическими приёмами (теории и практике поведения и передвижения в горах, практических занятиях по альпинизму и скалолазанию, отработке горных подъёмов и спусков, переправ через речки и разломы, правильному передвижению на большой высоте, транспортировке и эвакуации раненого в горах, вязанию узлов, огневой подготовке, медицинской подготовке и т.д.). Показана необходимость восстановления при действиях в условиях высокогорья и низких температур для профилактики нервно-психического и физического переутомления. Рассмотрены отдельные особенности патологии у горных бойцов.
АКТУАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Дорогие друзья!
22 ноября 2024 года по сложившейся традиции пройдет Всероссийский психологический диктант. В этом году он проводится по теме «Боец. Ученый. Человек. 100 лет со дня рождения Галины Михайловны Андреевой».
Диктант является просветительской акцией и преследует следующие цели:
– формирование в общественном сознании россиян имиджа психологии как высоко социально значимой отрасли науки и практики;
– пропаганда достижений психологической науки и практики среди российских граждан;
– широкое распространение среди россиян (прежде всего молодых) полезных для жизни психологических знаний;
– формирование у россиян высокой психологической культуры;
– предоставление возможности участникам Диктанта получить независимую анонимную оценку своих знаний в области психологии;
– побуждение россиян к выбору психологической профессии.
Организаторами диктанта выступают Военная ордена Жукова академия войск национальной гвардии Российской Федерации, открытое объединение российских психологов «СоДействие», научная школа «Военная психология: методология, теория, практика», Российский военно-психологический журнал.
Диктант будет проводиться в вузах и организациях страны. В качестве ведущего диктанта любезно согласился выступить ученик и соратник Галины Михайловны профессор кафедры социальной психологии Московского государственного университета доктор психологических наук, профессор Базаров Тахир Юсупович.
Участники диктанта получат сертификаты, а победители – дипломы.
Информация о диктанте будет располагаться на ресурсах: https://spvi.rosguard.gov.ru/ и https://vk.com/club214841742.
Желаю всем хорошей подготовки и успешного участия в диктанте!