ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Воронова Е.Ю.
НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.С. МЕРЛИНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В статье описывается научная деятельность Вольфа Соломоновича Мерлина в период Великой Отечественной войны. Анализируются профессиональные задачи, стоящие перед ученым в рассматриваемый период. Научные и практические результаты исследований В.С. Мерлина сопоставляются с тематикой исследований его коллег. Кратко отражены исследования Вольфа Соломоновича, непосредственно предшествующие началу Великой Отечественной войны и посвященные механизмам воли, воспитанию сдержанности. Эта тематика оказалась актуальной для отечественной психологии в военный период. Описаны исследования и практическая работа В.С. Мерлина с 1942-1945 годы в эвакогоспитале под Свердловском, посвященные реабилитации бойцов, потерявших зрение и конечности. Отражены наиболее ценные закономерности в восстановлении движений у бойцов, потерявших конечности, выявленные Мерлиным, которые имеют практическое применение. Описаны стадии протекания конфликта и развития личности в конфликте, особенности проявления этих стадий у ослепших. Выделены наиболее важные наблюдения, сделанные В.С. Мерлиным, в ходе его реабилитационной практики бойцов, потерявших конечности и зрение. Отмечается роль общения и трудотерапии в терапевтическом процессе, особенностях организации размещения ослепших в медицинском учреждении, благоприятном времени окончания госпитализации.
Караяни А.Г., Кийко А.Ю.
ВОЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УРОКИ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ
В статье анализируется процесс рождения военной психологии как науки и практики в годы Русско-японской войны. Исследуется опыт организации медико-психологической помощи участникам войны. Показываются направления исследовательской деятельности военных ученых военного времени. Раскрывается организаторская работа первых военных психологов. Вскрываются психологические проблемы Русско-японской войны. Выводятся уроки из Русско-японской войны для сегодняшней военной психологии.
Решетников М.М.
КТО ЯВЛЯЕТСЯ НОСИТЕЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ И РАЗУМА?
В статье кратко излагаются основные положения нематериальной теории психики. Автором обосновываются выводы о том, кто является носителем разума, психики и языка, а также приводятся проекции вышеупомянутой теории на ряд современных социальных феноменов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Малюченко Г.Н.
ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ НА БОЕВЫЕ СТРЕССОРЫ И ПСИХИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ УЧАСТНИКОВ СВО
В статье предпринята попытка системного анализа и расширенного рассмотрения целого ряда боевых стрессоров, возникающих в результате применения новых военных технологий. Проводится причинно-следственные и функциональные связи между рассмотренными боевыми стрессорами и порождаемыми ими психическими состояниями, включая приспособительное и защитное поведение, разнообразные эмоциональные и аффективные реакции у участников СВО. Рассмотрены показательные примеры приспособительных поведенческих реакций на некоторые боевые стрессоры, порождаемые новыми военными технологиями. В предложенном системном ракурсе проведён анализ многочисленных случаев из военной практики, дающих основания для дополнения известной триады защитных реакций «бей-замри-беги» еще одним вариантом приспособительного поведения, применяемым в условиях боевых действий, который получил условное название – «запутай». Кратко раскрываются индивидуально-психологические свойства и способности участников боевых действий, необходимые для продуктивного поиска новых способов приспособительного поведения и средств снижения смертельных угроз в условиях современной войны. В заключение предлагается рассмотреть вопрос о том, можно ли интегрировать сформированные в зоне боевых действий автоматические реакции психики с сознательными выборами стратегий адаптивного поведения при возвращении в гражданское общество.
Чудаков А.А., Утюганов А.А.
ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ГОРАХ
В статье обсуждаются специфические патологические состояния и заболевания, которые могут возникать у бойцов горных спецподразделений Росгвардии, их профилактика, первая помощь.
ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА В ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Караяни А.Г.
ХРОНОТОП ВОЙНЫ КАК МЕТОДИЧЕСКАЯ ОПТИКА ДЛЯ АНАЛИЗА ПОКОЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
Статья посвящена изучению социально-психологических характеристик поколения специальной военной операции через призму теоретического конструкта «хронотоп войны». Доказывается, что военное поколение составит элиту и главную созидательную силу послевоенного российского общества. Обосновываются задачи российского психологического сообщества по строительству будущего России.
Ситнова И.В.
ЗЕРКАЛО НАЦИЗМА НА УКРАИНЕ: АМЕРИКАНСКИЕ НЕЭТИЧНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
В статье анализируются результаты двух неэтичных психологических экспериментов С. Милгрэмом и Ф. Зимбардо, проведённых в середине ХХ века. Сконструированные в этих экспериментах диспозиционные, ситуативные и системные факторы привели к действиям, в которых самые обычные люди совершали немыслимо жестокие по отношению к другим людям поступки. В статье разбираются выявленные в результате экспериментов внешние и внутренние факторы подчинения авторитету, которые, по мнению Милгрэма и Зимбардо были основаниями для практик истребления евреев во время ВОВ. Ситуация проведения СВО заставляет вновь обратиться к результатам этих экспериментов, которые вызвали резонанс в научном мире и стали основанием обвинений, выдвинутых к высшему военному и политическому руководству США в совершении немыслимых издевательств в тюрьмах на подконтрольных им территориях в начале ХХI века.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рахиммирзаев С.Б.
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНИКИ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПЕЦИАЛИСТА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Статья посвящена исследованию работы регистратора оценки функционально-эмоционального состояния человека «РОФЭС», его апробированию, выделению основных направлений модификации. Раскрыты пять обновлённых интегральных оценок, которые позволяют перспективно применять «РОФЭС» в ходе отбора кандидатов для профессиональной деятельности экстремального профиля.
Чудаков А.Ю., Утюганов А.А.
СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ БОЕСПОСОБНОСТИ ГОРНЫХ БОЙЦОВ РОСГВАРДИИ
В статье рассмотрены средства восстановления бойцов спецназа после интенсивной учебно-боевой работы (войсковой операции, подготовки, тренировки и т.д.). Определено, что спортивно-педагогические средства считаются основными, так как правильно определяют режим и дозированное индивидуальное сочетание (чередование) нагрузок и отдыха на всех этапах подготовки бойцов спецназа. Рассмотрены вопросы планирования тренировок, правильного сочетания общих и специальных средств, оптимального построения тренировочных микро- и макроциклов, использования переключений, чёткую организацию тренировок и отдыха. Сформулированы практические рекомендации по подбору специальных физических упражнений для ускорения восстановления работоспособности сотрудников войск национальной гвардии России, совершенствованию двигательных навыков, обучение тактическим действиям.
Носов А.В., Носова Д.А.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВЕТЕРАНОВ СВО,
ПОЛУЧИВШИХ ТЯЖЕЛЫЕ РАНЕНИЯ (АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТЕЙ)
В статье представлены результаты скринингового обследования ветеранов СВО, проведённого в процессе реализации проекта комплексной ресоциализации и социально-психологической реабилитации ветеранов, получивших тяжелые ранения (ампутации). Дана оценка структуры и интенсивности проявления признаков депрессии, тревожности и реакций на стресс участников, выявлены типы психологического состояние ветеранов.