Григорьев С.М.
АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ КАРАЯНИ:
НОВАТОР И АРХИТЕКТОР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Профессор Александр Григорьевич Караяни – это имя, неизменно вызывающее уважение и интерес в профессиональном сообществе психологов, военных специалистов, педагогов и тех, кто ведёт поиск новых ориентиров в условиях быстро меняющейся реальности. В той области, где пересекаются война и наука о душе человека, вклад Караяни стал фундаментальным не только для России, но и для развития международного научного диалога по вопросам психологической поддержки в боевых и экстремальных условиях.

Формирование личности и профессиональное становление

Путь Александра Григорьевича начался 10 мая 1955 года на 63-м разъезде Орджоникидзевского района Кустанайской области Казахской ССР, в далёком уголке бывшего Советского Союза – в тех местах, где люди с ранних лет приучались к стойкости, ответственности, служению общему делу. С детства он сталкивался с трудностями, которые закалили его характер. Окончив Донецкое высшее военно-политическое училище, Караяни выбрал нелегкую стезю военного психолога – тогда ещё относительно молодую, но уже крайне важную специализацию.

Важнейший этап его становления – служба и участие в боевых действиях в Афганистане в 1979–1981 годах. Этот уникальный и сложнейший опыт не только наложил неизгладимый отпечаток на мировоззрение будущего учёного, но и послужил основой серьезного научного поиска, побудил его задуматься над тем, как сохранить и укрепить волю, дух, психическое здоровье в условиях предельно высокого риска для жизни и постоянной психологической нагрузки.

Путь к вершинам науки

Получив практику работы с реальными людскими судьбами – не с абстрактными персонажами, а живыми людьми – с их страхами, переживаниями, стремлениями, Караяни осознал: выход из тяжелейших боевых ситуаций во многом зависит от внутренней подготовки, психологической закалки, умений справляться со стрессом, организовывать коллективную поддержку. Именно этим вопросам были посвящены его кандидатская и докторская диссертации о морально-психологической устойчивости и обеспечении психики в локальных конфликтах.

Став профессором, Караяни посвятил более тридцати лет научной, педагогической и практической работе на стыке военной науки, гуманитарных дисциплин и экстремальной психологии. Его уникальная эрудиция и глубокие личные переживания легли в основу не только теоретических построений, но и прикладных методик, ставших в последние десятилетия эталоном отечественной военной психологии. Более 300 научных публикаций, монографии, статьи, учебные пособия сформировали стройную систему взглядов, которая и сегодня во многом определяет путь развития психологии вооружённых конфликтов.

Концепция психологии войны

Одним из главнейших достижений профессора Караяни А.Г. является разработка концепции психологии войны как самостоятельного научного направления. Караяни принципиально изменил сам подход к изучению войн: если раньше приоритет отдавался тактике, стратегии, техническому оснащению, то он показал, что реальный исход противостояния во многом определяется психологическим содержанием – моральной готовностью, способностью управлять эмоциями, взаимной поддержкой, устойчивостью к давлению и манипуляциям.

Он предложил рассматривать конфликт как явление многомерное, где психологические инструменты становятся самостоятельными и подчас решающими видами оружия. С его подачи особое внимание уделяется:

— детерминантам возникновения и развития стрессовых реакций;

— механизмам проявления психологии в бойцовских коллективах;

— инструментам практического применения теоретических и эмпирических знаний, подкрепленных реальными примерами из опыта военных операций;

— формированию структурированной системы психологической подготовки с опорой на научно обоснованные методы диагностики, психопросвещения и коррекции состояний.

Педагогическая деятельность и вклад в профессиональное сообщество

Особый вес имеет преподавательская миссия Караяни. Около 20 лет он возглавлял кафедру психологии Военного университета, где не просто передавал знания, а создавал коллективы единомышленников, конструктивные научные школы, стимулировал исследовательский энтузиазм у молодых специалистов, формировал у учеников чувство ответственности и научную добросовестность.

Именно под руководством Караяни была заложена методологическая база для новой системы подготовки военных психологов, адаптированная к вызовам времени. Преподавание сочеталось с организацией практик в горячих точках, разработкой новых учебников, междисциплинарных образовательных программ. Его фундаментальный труд «Прикладная военная психология» стал настольной книгой для поколений и вошёл в федеральные стандарты подготовки кадров для армии, МЧС, МВД и других подразделений.

От науки к реальности

Вклад профессора Караяни чувствуется не только в лекционных аудиториях, но и непосредственно «в поле». Под его руководством и по его методикам была построена система постоянной психологической диагностики и мониторинга психического состояния личного состава. Применяются новаторские тренинги стрессоустойчивости, методики аутогенной тренировки, групповые и индивидуальные формы психологического просвещения.

В последние годы влияние профессора Караяни распространилось далеко за пределы военной среды. Его методы оценки, формирования и поддержания стрессоустойчивости адаптированы для работы со спасателями, сотрудниками МВД, МЧС, медицинским персоналом и волонтёрскими бригадами. Алгоритмы групповой поддержки, командного взаимодействия, методики кризисного реагирования активно используются в гражданской экстремальной психологии, что особенно важно во времена террористических угроз, пандемии, массовых катастроф.

Участие в научных сообществах и общественных организациях

Отдельного внимания заслуживает обширная общественная и экспертная деятельность Александра Григорьевича Караяни, оказавшая значительное влияние на формирование профессионального сообщества и научной среды. С 1998 года он состоит в Российском психологическом обществе, а с 2007 года избран членом его Президиума. С 2014 года Караяни возглавляет секцию «Военная психология» этого общества, обеспечивая связь между исследовательскими инициативами и практическими потребностями армии и других силовых структур.

С 2001 года профессор Караяни является академиком Академии военных наук, а с 2007 года по 2021 год был президентом Межрегиональной общественной организации «Общество психологов силовых структур», которая объединяла специалистов по психологической поддержке из разных регионов страны и активно занималась внедрением современных методик психологической работы.

В 2016 году Александр Григорьевич был избран членом-корреспондентом Российской академии образования – одного из ведущих научно-образовательных центров страны. Кроме этого, он входит в экспертный совет Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по педагогике и психологии, а также в Федеральное учебно-методическое объединение по укрупнённым группам специальностей психологических наук.

Караяни А.Г. – организатор и Главный редактор первого в России научно-практического военно-психологического журнала «Российский военно-психологический журнал», активный участник деятельности редсоветов ведущих научных журналов: «Национальный психологический журнал», «Российский психологический журнал», «Вестник Военной академии войск национальной гвардии», «Психопедагогика в правоохранительных органах», «Вестник Московского университета МВД России», «Российский девиантологический журнал», «Юридическая психология», «Гуманитарно-педагогическое образование», «Известия Российской военно-медицинской академии», «Человеческий капитал» и др. Его экспертные заключения и редакторская работа способствуют развитию профессиональных стандартов и обмену опытом между исследователями и практиками.

Общественное признание и награды

Выдающийся профессионализм и самоотверженная работа Александра Григорьевича Караяни были отмечены многочисленными общественными и государственными наградами. Среди них – Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1981), медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», 2 ст., медали «За заслуги в укреплении правопорядка» (ВНГ РФ), «За чистоту помыслов и благородство дел» (СК РФ), «За воинскую доблесть 2 ст.» (ВС РФ); «За отличие в воинской службе» 1 ст. (ВС РФ); «За отличие в военной службе 2 ст.» (ВС РФ); «За трудовую доблесть»; «За отличие в службе в Сухопутных войсках»; «За укрепление боевого содружества» (МО РФ); «Ветеран боевых действий»; «За содействие» (Внутренние войска МВД России); «За содружество во имя спасения» (МЧС); За достижение в научной и педагогической деятельности (СК РФ); «200 лет МВД России», «Знак Академии военных наук «Лауреат премии им. М.А. Гареева», в общей сложности около 40 ведомственных и юбилейных медалей и почетных знаков.

Среди знаков отличия – медали и нагрудные знаки МО РФ, ВНГ РФ, МВД РФ, СК РФ, МЧС, ФССП, знаки Академии военных наук и Общероссийской общественной организации ветеранов ВС РФ, а также международные награды – медали Республики Афганистан, Республики Казахстан, ГДР.

В 2009 году Александру Григорьевичу было присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», а в 2010-м он удостоен Государственной премии РФ имени Маршала Советского Союза Г. К. Жукова – за комплекс научных трудов и учебных пособий по истории, теории и методологиям морально-психологического обеспечения войны и боя, внёсших неоценимый вклад в развитие военной науки и укрепление обороноспособности государства.

В 2025 году стал лауреатом премии АВН имени М. А. Гареева.

Профессор Караяни не только национальный, но и международно признанный эксперт. Его работы изучаются и цитируются во многих странах, а рекомендации по подготовке специалистов, профилактике ПТСР, комплексы коррекции экстремальных состояний включаются в программы подготовки военных и гражданских специалистов в странах СНГ, Европы, Азии.

Пути развития и актуальные научные задачи: что дальше?

Современная военная и экстремальная психология стоит перед новыми вызовами: от необходимости массовой профилактики ПТСР и разработки индивидуальных схем реабилитации до воспитания стрессоустойчивости в эпоху тотальной цифровизации.

На передовую выходят исследования в области противодействия психотехнологическому оружию, инструментов своевременного выявления и блокировки вредоносных воздействий на сознание, межкультурной адаптации военных специалистов в составе смешанных международных миссий, профилактики морально-этических дилемм нового времени (например, при работе с автономными боевыми системами и беспилотниками).

Одной из ключевых черт Караяни А.Г. стала способность предвидеть угрозы, освоение новых областей исследований. Его подходы к изучению информационно-психологических атак, цифровых манипуляций, методик кибер-гигиены стали актуальны в эпоху, когда информационная атака становится столь же опасной, как и физическая.

Сегодня разработаны и внедряются мобильные приложения для обучения критическому мышлению, тренажёры психологической устойчивости и ролевого моделирования атак, системы командного дебрифинга, цифровые платформы психологической поддержки, методики обнаружения и анализа фейковых и вредоносных информационных потоков.

Необходимость развития новых методов становится всё более очевидной в условиях гибридных войн, межэтнических конфликтов, нестабильной международной обстановки. Именно поэтому идеи Караяни о системности и интеграции психологических, педагогических и цифровых инструментов, а также о междисциплинарном подходе, сегодня приобретают всё большую значимость.

Заключение

Личность Александра Григорьевича выделяет не только масштаб научных достижений, но и уникальные человеческие качества. Он открыт к сотрудничеству, готов помочь, поддержать, дать совет как студенту, так и опытному коллеге. Караяни – последовательный сторонник гуманизма, уважения к любой человеческой жизни, независимо от обстоятельств войны. Его эмпатия, внимательное отношение к личным историям, способность видеть в каждом служащем, в каждом офицере прежде всего Человека – отличительный признак его подхода.

Профессор Караяни не просто символ преданности науке, Родине, профессиональному долгу, но и вдохновляющий пример честности, добросовестности, искренней заботы о человеке. Его юбилей – событие для широкой научной и образовательной среды, повод оценить свою миссию, задуматься о принципах гуманизма и прикладной значимости научных открытий.

Молодое поколение психологов, военных специалистов, медиков и педагогов благодарно за возможность учиться у такого мастера, черпать знания и вдохновение из его трудов и жизненного пути. Самыми достойными будут те ученики и последователи Караяни, кто наследует его научный максимализм, человечность и открытость ко всему новому.

Базаров Т.Ю., Парсегов Д.А.
АДАПТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВОЙНЫ:
УСПЕХА ДОСТИГАЕТ НЕ САМЫЙ СИЛЬНЫЙ И НЕ САМЫЙ УМНЫЙ?

В статье предпринята попытка описания важности развития адаптивного интеллекта командиров и военнослужащих, ведущих боевые действия в быстро меняющиеся условиях современной войны. Очевидно, что в целях достижения эффективности выполнения боевых задач, повышения коэффициента живучести подразделения необходимо постоянное развитие, поиск новых моделей поведения, получение новых знаний, формирование умений и навыков, отвечающих реалиям современной войны, иными словами, нужно обладать высоким уровнем адаптивного интеллекта. Рассматривается широкий спектр изменений: от появления новых средств уничтожения техники и живой силы (БПЛА квадракоптерного типа, fpv, БЭКи, наземные дроны) до перестроения тактики ведения боевых действий (наступательных, оборонительных, передвижения на марше и т.д.). От того как быстро и оперативно будут реагировать командиры всех уровней на перемену обстоятельств зависят успех и сохранение жизни подчинённого личного состава. Приводятся примеры случаев проявления адаптивного интеллекта из личного опыта ведения боевых действий на одном из направлений СВО. Для понимания возможностей адаптивного интеллекта в условиях ведения боевых действий мы предприняли ряд эмпирических исследований с использованием методов наблюдения и беседы. Нас интересовало, как и почему успешные офицеры и сержанты поступают необычно, готовы выйти из зоны комфорта и привычки, обнаружить и реализовать нестандартные решения боевой задачи. Очевидно, что в острой ситуации выживания включаются специфические интеллектуальные модели адаптационного свойства. Отдельный вопрос, как определить уровень развития адаптивного интеллекта, не прибегая к специальным методам диагностики? И уж совсем большая задача состояла в том, как сформировать необходимый уровень адаптивного интеллекта, если это в принципе возможно.

Караяни Ю.М., Скворцова Т.А., Мильчарек Т.П., Иванюк В.И.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЮ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТВУЮЩИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи религиозности и отношения к смерти и бессмертию у военнослужащих, участвующих в боевых действиях. На основе проведенного эмпирического исследования среди 103 военнослужащих, авторы выделяют две группы с различными типами религиозности, а именно формальную и содержательную религиозность, после чего анализируют отношение групп к смерти и бессмертию. Выявлено, что формальная религиозность связана с противоречивым отношением к смерти, характеризующимся одновременным стремлением к осмыслению и выраженным страхом смерти. В то же время содержательная религиозность способствует развитию веры в «послежизнь», которая служит механизмом психологической защиты от тревоги, связанной с осознанием собственной смертности.

Караяни Ю.М., Ерохина А.В., Мильчарек Т.П., Иванюк В.И.
ВЗАИМОСВЯЗЬ СКЛОННОСТИ К АНТИСОЦИАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ И ТИПА РЕАКЦИИ НА СТРЕСС У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТВУЮЩИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

В данной статье отражены результаты исследования взаимосвязи склонности к антисоциальному поведению и типа реакции на стресс у военнослужащих, участвующих в боевых действиях.На основе проведенного эмпирического исследования авторы выделяют две группы военнослужащих с различной выраженностью типа реакции на стресс и склонности к антисоциальному поведению. Авторами установлено, что выраженность склонности к антисоциальному поведению (АСП) связана с проявлениями дистресса. На основании факторного анализа определены особенности взаимосвязи дистресса и склонности к антисоциальному поведению. Установленная взаимосвязь объясняется временем нахождения военнослужащих в зоне боевых действий и линией боевого соприкосновения.

Хильченко А.Е., Мильчарек Т.П., Иванюк В.И.
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, УЧАСТВУЮЩИХ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ

Статья посвящена исследованию особенностей ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих, участвующих в боевых действиях. На основе проведенного эмпирического исследования среди 96 военнослужащих, авторы выделяют две группы военнослужащих с различной выраженностью смысложизненных ориентаций и терминальных ценностей. Выявлено, что переживание экзистенциальной, онтологической значимости жизни является важным фактором эффективности, выживания и сохранения себя как человека на поле боя. В то же время общий уровень осмысленности жизни, смысложизненные ориентации и терминальные ценности значимо более выражены у первой группы военнослужащих, что связано с их социально-профессиональными характеристиками. Показано, что представленные особенности ценностно-смысловой сферы личности военнослужащих находятся в прямой и непосредственной зависимости от условий их боевой деятельности.

Акшолаков Е.Д.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ КОМИТЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья посвящена проблеме развития психологической саморегуляции специалистов пограничного контроля на пунктах пропуска через государственную границу. Автор обосновывает актуальность развития психологической саморегуляции для специалистов пунктов пропуска. Предложены рекомендации по использованию приемов саморегуляции для специалистов пунктов пропуска.

Чудаков А.Ю., Утюганов А.А.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ВОЙНЫ В ГОРАХ: ВЫЗОВ ВЫСОТЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДУХУ
(основные правила обеспечения безопасности и выживания бойцов горного спецназа войск национальной гвардии)

В статье рассматривается специфика сложных условий горной местности, в которых выполняются учебно-боевые операции подразделениями специального назначения войск национальной гвардии России. Определяются вопросы соблюдения техники безопасности в горах при выполнении условных (учебных) и специальных боевых задач, правила выполнения подъёмов и спусков, отработка слаженности действий при наземных предварительных тренировках. Обращено внимание на проверку комплектности и исправности высокогорного снаряжения, на полное обеспечение бойцов вооружением, боеприпасами, боевой и горной экипировкой, горным снаряжением, продовольствием и т.д. Кратко рассматриваются вопросы патологических состояний в горах и правила оказания помощи в целях сохранения физического и психического здоровья. Разобраны отдельные вопросы выживания в экстремальных условиях.

Арчана, Дакши Валиа, Упдеш Кумар
СИЛА ЗА УНИФОРМОЙ: РОЛЬ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ В ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЛДАТ

В этой комплексной исследовательской статье рассматривается многогранная роль благополучия семьи в повышении эффективности солдат. Концепция «благополучия семьи» охватывает эмоциональную стабильность супругов, адаптивные стратегии совладания детей, качество супружеских отношений и доступность социальных и институциональных сетей поддержки, которые окружают военнослужащих. Благополучие семьи служит не просто зоной эмоционального комфорта, но и стабилизирующим психологическим якорем, который влияет на регулирование стресса, психическое здоровье, мотивацию и долгосрочную устойчивость. В условиях высоких рисков, когда эмоциональное напряжение неизбежно, отношение солдата с семьей становится решающим фактором в поддержании морального духа и боеспособности. Благополучие семьи стало критическим фактором, определяющим общую эффективность солдат как в мирных, так и в полевых условиях. Поскольку вооруженные силы во всем мире сталкиваются с растущей сложностью оперативных требований, психологическим давлением и длительными развертываниями, прочность и стабильность семьи солдата может либо усилить, либо ослабить их боеспособность. В данной статье подчеркивается, что эмоциональная поддержка, стабильность в браке, система воспитания детей, финансовая безопасность и институциональная поддержка глубоко формируют устойчивость, моральный дух и готовность солдата. В заключение приводятся рекомендации для военных лидеров и политиков по улучшению оперативных результатов путем инвестирования во всестороннее благополучие семей военнослужащих.

Кодиркулов Азизжон Саидкул угли
ДЕТЕРМИНАНТЫ КОНТРПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ЛИЧНОСТНЫЙ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ И КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ

В статье представлен комплексный анализ детерминант контрпродуктивного поведения сотрудников органов внутренних дел на основе обобщения современных зарубежных эмпирических исследований. Рассматриваются индивидуально-личностные, организационные и культурные факторы, способствующие проявлению девиантного поведения в профессиональной среде. Особое внимание уделяется влиянию таких переменных, как эмоциональное выгорание, тёмная триада личности (нарциссизм, макиавеллизм, психопатия), стиль лидерства, восприятие справедливости и качество трудовой жизни. Описаны результаты исследований, проведённых в Индонезии, Польше, Пакистане, Индии и Норвегии, с акцентом на различия между странами и универсальные закономерности. Выявлено, что деспотическое руководство, управленческое давление, недостаток социальной поддержки и системные перегрузки усиливают риски возникновения контрпродуктивных форм поведения. В заключении подчёркивается необходимость внедрения комплексных профилактических стратегий, ориентированных как на личностные ресурсы сотрудников, так и на совершенствование организационно-управленческой среды.

Акшолаков Е.Д.
70 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

В статье раскрывается жизненный путь известного российского военного психолога Александра Григорьевича Караяни, его становление как личности и как психолога. Статья приурочена к знаменательной дате – 70-летнему юбилею ученого. Александр Григорьевич Караяни один из основоположников современной военной психологии. Раскрыты результаты отдельных трудов, научные достижения ученого.

Пеев И.П.
ПСИХОЛОГИЯ ВОЙНЫ И ПРИКЛАДНАЯ ВОЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ В НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПРОФЕССОРА АЛЕКСАНДР КАРАЯНИ

Статья посвящена творческому и научному вкладу заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора психологических наук, профессора Александра Григорьевича Караяни в развитие военной психологии. Анализируются и синтезируются его основные научные труды, дается оценка авторских научных разработок в области психологии войны и прикладной военной психологии.